Поэма «Цыганы» сыграла уникальную роль.
Земфира
Во-первых, благодаря ей возникли устойчивые симпатии к «кочевому племени». После Пушкина возникла традиция изображать цыган положительными персонажами. Целых два столетия российская культура развивалась по этому пути. Подчеркнём, что эта ситуация уникальна. В других странах на цыган смотрят с опаской, подчёркивают криминальность и так далее. Только у нас два столетия подряд выдерживался положительный баланс. А пошла эта мода с Александра Сергеевича.

Во-вторых, под влиянием поэмы «Цыганы» Проспер Мериме создал образ Кармен. Со всеми вытекающими последствиями.

При всей внешней простоте сюжета, поэма «Цыганы» затрагивает глубокие философские вопросы. Мало того. Сама история её создания таит немало загадок. Всем известно, что во время южной ссылки молодой поэт провёл две недели в цыганском таборе. Часто писали, что у него действительно был роман с дочкой вожака Земфирой. Всё это подавалось в романтическом ключе и обросло легендами. Но как только мы начинаем вникать в детали, наши стереотипы рушатся. В реальности Земфира была крепостной цыганкой. И весь её «вольный» табор находился в крепостной неволе. Пушкин даже хотел объяснить это в предисловии, но потом решил, что это помешает воспринимать основную идею поэмы.

Если кому-то интересно, какие мы имеем исторические источники (а также ознакомиться с реконструкцией загадочной «творческой командировки»), предлагаем к вниманию статью на сайте «Цыгане России».

Глава из «Истории цыган» посвящена не просто поэме «Цыганы». Созданный Пушкиным миф о вольной цыганке давно живёт отдельной жизнью.

В этой рубрике мы обращаем особое внимание на костюм главной героини. Показываем, как Земфира выглядит в книжной иллюстрации, театре и кино. Если хотите знать мнение автора этой рубрики, то я считаю, что художники со своей задачей (пусть и с натяжками) справились. Да, они не создали шедевров. Но хотя бы не проявили той творческой беспомощности, которую мы наблюдаем в кино и на сцене. В театре и кинематографе пушкинскому сюжету крупно не повезло. Образ Земфиры художники по костюмам трактовали превратно. Никто не давал себе труда ознакомиться с реальным костюмом бессарабских цыган. А в области искусства за халтуру неизбежна расплата. Не случаен тот факт, что две экранизации прочно и заслуженно забыты российской публикой. Даже цыгане (за редчайшими исключениями) не подозревают, что были сняты эти фильмы. Такой результат и следовало ожидать.
Что касается театральных версий — то и они никогда не становились крупными событиями нашей культуры. О мировой славе там более говорить не приходится.

Давайте сравним:

Эсмеральду и Кармен любит весь мир.
Фильм «Табор уходит в небо», посвящённый красавице Радде, с триумфом обошёл экраны большинства стран.
А Земфира — персонаж, известный только русским. И любят её лишь на страницах гениальной поэмы. Любят, находясь под обаянием чудесных стихов. Но ни в коей мере не за зрительный образ.

Чтобы понять причину провала, не надо иметь семь пядей во лбу. Надо просто посмотреть, какие черты «цыганства» есть в Эсмеральде, Радде и Кармен. А потом задать себе вопрос – что упустили «творцы», работавшие над Земфирой?
Не буду томить. Не надо было, коллеги, идти против первоисточника. Если Пушкин создал образ «вольности в лохмотьях», то в этой эстетике и надо было работать. А вы с упорством идиотов обували кочевых цыганок. Вас кто-то просил рядить нищий бессарабский табор в аккуратные чистенькие эстрадные костюмы? Вы думали, цыган будут больше любить, если они припудрены и напомажены?

Такие вещи публика не прощает.
Итак, образ Земфиры, это урок на будущее. Это предметная демонстрация того, что даже гениальный сюжет можно загнать в «культурное гетто», если упорно игнорировать подспудные ожидания зрителей.
Отрицательный результат — это тоже результат. Снобистский эксперимент провалился? Делайте из этого выводы.
И равняйтесь по тем, кто сумел добиться мирового успеха.
Made on
Tilda