Земфира в иллюстрациях
Вардгес Акопович Суреньянц (1860-1921). Земфира. 1898
Графика, иллюстрирующая пушкинских «Цыган», выстраивается в очень логичный ряд. Чем больше проходило времени, тем меньше было в рисунках этнографической достоверности. Причины лежат на поверхности. Художники XIX века ещё застали кочевых цыган, похожих на персонажей поэмы. Суреньянц знал, что молдавские цыганки носили рубаху с глубоким вырезом и широкие пояса. Трутовский сам видел таборных женщин в архаичных плащах, завязанных через плечо. Поэтому их работы этнографически достоверны. А вот художники ХХ века оглядывались больше на эстрадные костюмы. Подлинного знания бессарабского таборного быта у них не было.

При этом следует сказать добрые слова и тем и другим. Зрительный образ Земфиры (и её табора) каждый художник воссоздавал в меру своих знаний и своего таланта. В той или иной мере всем представленным здесь авторам удалось уловить сочетание бедности, вольного духа и глубоких чувств. А ведь именно в этом была основная идея пушкинской поэмы.
Константин Александрович Трутовский (1826-1893). Алеко у тела Земфиры.
Константин Александрович Трутовский (1826-1893). Алеко у тела Земфиры. 1862
М. Микешин. Табор. Иллюстрация к поэме «Цыганы». 1851
Неизвестный художник. «Цыгане шумною толпой…»
Натан Исаевич Альтман (1889-1970). Табор. 1949
Ксения Александровна Клементьева (1896-1984). Земфира и Алеко с медведем. Автолитография. 1939 г.
Ксения Александровна Клементьева (1896-1984). «Цыгане шумною толпой…» Автолитография. 1939 г.
Ксения Александровна Клементьева (1896-1984). Алеко, убивающий Земфиру. Автолитография. 1939 г
Земфира. Иллюстрация для экранизации «Алеко». 1953 г.
Первая встреча Земфиры и Алеко. Иллюстрация для экранизации «Алеко». 1953 г.
Земфира и Алеко. Иллюстрация для экранизации «Алеко». 1953 г.
Земфира у отцовского шатра. Иллюстрация для экранизации «Алеко». 1953 г.Илья Трофимович Богдеско (1923-2010) Земфира. 1957
Илья Трофимович Богдеско (1923-2010) Земфира. 1957
Илья Трофимович Богдеско (1923-2010) Земфира. 1957
Made on
Tilda