Цыгане-мадьяры, Подмосковье

Лера Янышева о цыганах-мадьярах.

Венгерские цыгане приезжают к нам из Закарпатья. Никогда этих таборов в Москве не бывало, а с началом «перестройки» вдруг появились. И если вы видите на улице женщину с дитём, привязанным тряпкой за спиной — знайте — это венгерская цыганка. Именно они просят деньги в метро или переходах. (Это в лучшем случае). Местные «рома» приезжих чураются, считая, что те «позорят нацию». И нищие они, и говорят, вместо цыганского — на венгерском. Хотя я думаю, что дело не в языке. При Брежневе были в некоторых ансамблях артисты из тех самых «мадьяров» — и, представьте себе, с ними прекрасно ладили. А вот беспросветная бедность наших цыган напрягает. В наше-то время жить в палатках? Готовить на костре? Что мы в каменном веке?

Понятно, что «мадьяры» на ломаном русском языке пытаются оправдаться. У них-де на родине наводнение, и работы нет никакой… Но меня, честно говоря, вообще эта социальщина не особо волновала. Гораздо интереснее было, как они поют и танцуют. Вот с этой нехитрой целью я и поехала к ним в гости, прихватив кассетку с музыкой русских цыган. И вот я очутилась в лесу, на таборной стоянке. Табор оказался большой — человек, наверное, триста. Правда, половину этого самого табора составляли детишки различной степени загрязнённости.

Самый главный мой вопрос разрешился на удивление быстро. В одной полиэтиленовой «будке» оказался видавший виды магнитофон, и из этого допотопного красавца доносилась до боли знакомая по цыганским международным фестивалям мелодия. Примерно такую же музыку исполняет знаменитый цыганский ансамбль «Кали яг» из Венгрии.

То, что произошло дальше, вы увидите на записях. Я станцевала для них. Они для меня. Комментарий дам только один. У нас мужской и женский танец по сложности примерно равны. А у «мадьяров» разница огроменная: то есть, цыган танцует хлёстко и технично, зато у цыганок всего 3-4 однотипных движения. У мужчин есть чему поучиться. Хотя манера и чужая. Тут «отбой» интересный. Ну а в женской пляске одно преимущество: в таком стиле можно танцевать без остановки хоть до второго пришествия — причём даже вспотеть вряд ли получится. Вот и танцуют они часами свой незамысловатый танец на праздниках. Девушки ставят ступни «утюжками». Их топотушки и лёгкие перепрыги много сил не отнимают. А общее впечатление от табора из Закарпатья очень цыганское: когда эти люди от души веселятся, на них приятно посмотреть.
Контакт с «мадьярами» не пропадал у меня все последующие годы. Теперь мы ездим в гости на лесную стоянку вместе с мужем. Нам там всегда рады. Мы устраиваем концерт для кочевых цыган, и они платят нам тем же. Их мелодии и зажигательные подкрики сказались на нашем творчестве. Песня «Корчма», вошедшая в наш первый диск, создавалась нами на основе «мадьярских» таборных впечатлений.

Made on
Tilda