Менее удачен раздел, посвящённый фольклору. Не владея цыганским языком, авторы порой не могли отличить подлинные сокровища народного творчества от фальшивок. Поэтому на одну доску поставлены прекрасные тексты, записанные этнографом Добровольским в начале XX века и выдуманный Баранниковым "сэрвицкий фольклор". (Подробнее о "трудах" Баранникова можно прочитать в конце главы "
Национальное самосознание... ")
Вместе с тем Друц и Гесслер проявили большую прозорливость и разоблачили целый ряд фальсификаций. Я с удовольствием рекомендую представленный на этом сайте
текст о мистификации Елисеева-Кунавина. Кроме того, в книге "Цыгане" был развеян миф , гласящий, будто гадалка предсказала Пушкину роковую дуэль.
По сию пору в цыгановедении гуляет вздорная версия, будто первый в России профессиональный хор состоял из молдавских цыган. Наблюдательность и бытовая логика помогли Е.Друцу выявить истину. Именно он впервые обратил внимание читателей на фамилии и отчества знаменитых музыкантов. Действительно, Иван Трофимович Соколов и Степанида Сидоровна Солдатова никак не могли быть завезёнными из Молдавии "лэутарами". (С. 203)
Несомненно, самых высоких похвал заслуживает часть книги, посвящённая музыкальной городской культуре русских цыган. Основываясь на прекрасном архиве Панковых (выходцев из хоровой семьи) Ефим Друц создаёт настоящую панораму. Этот раздел начинается с истории легендарного Соколовского хора и заканчивается на звёздах советского периода - Бузылёвых и Эрденко. В "музыкальной части" Друц и Гесслер столкнулись с большой творческой проблемой. Практически невозможно прочно удерживать внимание читателя, перечисляя сотни дат и имён. Но тут уж приходится выбирать одно из двух. Либо лёгкость изложения - либо введение в оборот массы нового материала. Создатели книги выбрали второй путь. И это повод поговорить об авторской позиции Ефима Друца, которую я знаю благодаря личному общению. "Задача нашего поколения - накопить материал.- скромно говорит писатель.- Истолковывать и интерпретировать его будут уже другие". Слова у Ефима Друца не расходятся с делом. Помимо книги "Цыгане" он выпустил немало сборников цыганских сказок и песен. Пожалуй, наибольшую научную ценность представляет собой издание, озаглавленное "Цыганские народные песни из архива собирательницы цыганского фольклора Е.А.Муравьёвой." (М., 1989). Сделав этот частный архив всеобщим достоянием, Друц и Гесслер оказали неоценимую услугу отечественной фольклористике.
Читая книгу "Цыгане", следует держать в голове ту обстановку, в которой она создавалась. В конце коммунистического периода было очень трудно правдиво описать советский этап цыганской истории. Цензура просматривала соответствующие главы с максимальной придирчивостью и при малейшем намёке на критику национальной политики большевиков могла "завернуть" рукопись. Тем не менее, раздел написан достаточно правдиво. Основой в значительной мере послужила статья М.Бриль и Е.Попова, опубликованная в 1932 году и содержащая немало точных цифр. Свой вклад внесли и сами цыгане. Так материал о фронтовиках предоставил Николай Меньшиков - герой войны, награждённый многими орденами.
В поисках интересной информации Друц и Гесслер прочитали множество книг, которые не имеют прямого отношения к цыганам. Порой их находки не только занимательны, но и полезны для специалистов.