Цыганский танец ценился в России ещё в XVIII веке. В ранних документах она упоминается даже чаще, чем пение.
Сейчас трудно сказать, как выглядел таборный танец двести с лишним лет назад. Литературные источники позволяют лишь сделать вывод, что он был очень вольным и экспрессивным. Несомненно и то, что русские цыгане очень многое позаимствовали от коренного населения. Хореографы отмечают, что большинство ныне существующих движений взяты из крестьянской пляски. Таборный танец начинался с «проходки» по кругу и продолжался в том же духе. Просто в таборах сумели переосмыслить русскую хореографию, внести своеобразную манеру, расставить неожиданные акценты. Именно это и привлекало публику. Она видела нечто родное — но в экзотической аранжировке.
Собственно говоря, именно такова была причина успеха цыган во всех странах Европы. Повсюду они интерпретировали местный фольклор, внося в него ориентальный лад. Между танцами испанских, венгерских, болгарских и русских цыган нет почти ничего общего. Но в каждой стране зритель ощущает дух свободы, которым веет от пляски «кочевого племени».