Цыганский суд.
Ловари строго блюли традицию независимого цыганского судопроизводства. У разных этнических групп такое собрание, разбирающее внутренние конфликты, носит различные имена. Одни говорят "романо сэндо", другие "сходка", третьи "крис"…
Герои нашего рассказа ехали на крупное собрание, в котором должны были участвовать несколько таборов. Чтобы чужаки не сорвали обсуждение важных вопросов, цыгане последовательно распускали в тавернах слухи, будто они, по "договору всех цыган мира едут выбирать нового короля". Этой байке окружающие верили.
Приёмный отец объяснил бельгийскому мальчику, что без уважения к крису цыгане давно впали бы в дикость…
И вот цыганский суд начался. Мужчины разместились широким кругом. Одни сидели на перевёрнутых вёдрах, другие на деревянных ящиках, третьи на груде упряжи и цепей. Один цыган даже сел на сломанную птичью клетку. Но эти импровизированные сидения ни в коей мере не умаляли величие и добрую славу криса. Ощущение судейского достоинства основывалось на внутренней силе, и не зависело от символов богатства или власти. Люди спокойно курили и пускали по кругу бутылки пива. Через некоторое время беседа смолкла. Пора было приступать к первому делу.
Здесь надо сказать, что цыганский суд базировался на общем уважении. Его решениям ловари подчинялись добровольно. Не было никаких элементов принуждения, ведь цыгане всегда жили без полицейских, тюрем и палачей. Даже положение крисатори - судей - не было постоянным. Судить доверяли уважаемым людям, которые волею случая оказывались поблизости.
Итак, первое дело касалось "осквернения". Цыган по имени Панка ла Анако, обвинял родственницу цыгана Ноноки. По его словам эта женщина преднамеренно осквернила его коня. У всех перехватило горло от удивления. Ведь цена вопроса оказывалась весьма высокой.
Начали расспрашивать обвиняемого. И он спокойно разъяснил, как всё случилось. Оказалось, его родственница шла по высокой траве и не заметила цепь, к концу которой был привязан тот самый конь. Он не отрицает - цепь цыганка действительно переступила. Конечно, теоретически можно допустить, что магримэ перекинулось по железным звеньям на лошадь. И поэтому Нонока сказал, что готов заплатить, если так присудит почтенное собрание.