Сталинский период
Костюм русской цыганки
Костюм русской цыганки со временем менялся. В этой фотосессии отражены варианты середины ХХ века. Для таборных нарядов это был последний этап, ведь после указа 1956 года приказало долго жить само кочевье.
Итак, чем же радовали глаз россиян таборные девушки? Ну, прежде всего широкими пёстрыми юбками. Но сделаем оговорку. Во многих семьях обходились гладкой материей, оборку не делали и даже не слишком заморачивались длиной. В советские годы коренное население попривыкло к юбкам «по колено» и юные цыганочки могли носить такой фасон без особого осуждения со стороны родителей. Чуть длиннее, чем у русских — и достаточно.
Здесь надо понимать, что «цыганская» пышная юбка с оборкой, это на предвоенные годы — довольно свежее заимствование. Всю эту красотищу русские цыганки переняли у котлярок, когда те прикочевали в конце XIX века из за границы. А до того момента наши таборные женщины ориентировались на крестьянок. Сами не ткали, не шили. Какую одежду выпросят, такую и носят. Доставали юбку — её и донашивали. А пока в деревнях доминировали сарафаны — ходили в сарафанах… Но о седой старине как-нибудь в другой раз.
Пока перейдём к кофте. Вот здесь в сталинские годы цыганки выглядели экзотично! Их рукава были скроены на расширение (научились-таки в конце концов шить). Насчёт тканей особого правила не было. Брали и гладкие. Но предпочитали всё же пестроту. Господствовал покупной сатин «в цветочек». К счастью, с этим проблем не было. Это сейчас мы становимся в тупик, когда нужно купить ткань с фольклорным рисунком — а в советские годы добыть красивый яркий отрез было гораздо легче.

Возможно, кто-то догадался, что кофта с широкими рукавами — тоже не русскими цыганками придумана. Фасончик «слизали» всё у тех же котлярок. Слегка упростив, естественно. До такой экзотичности, как в таборах румынского происхождения у нас никогда не доходили. Театральные разрезы «от плеча» не приветствовались. Принцип простой — всё должно быть прилично. Руки закрыты как минимум до локтя. И — никаких глубоких вырезов на вороте!
По большому счёту «фирменный знак» кочевых цыганок, это не покрой платья, а демонстративные признаки бедности. Дыры на одежде не были обязательны, но приветствовались. А вот с босыми ногами было построже. Основное женское ремесло («тэ драбакирав» и «тэ мангав») — это в переводе: «гадать» и «просить». Если вы сумеете вызвать бывшую кочевую цыганку на откровенность, она обязательно признается, что положено было ходить босиком «до первого снега». Национальные активисты любят приглаживать и напомаживать прошлое своего народа. Лакировка дошла до того, что в цыганских этнографических экспозициях женские манекены снабжают… сапожками!
По большому счёту «фирменный знак» кочевых цыганок, это не покрой платья, а демонстративные признаки бедности. Дыры на одежде не были обязательны, но приветствовались. А вот с босыми ногами было построже. Основное женское ремесло («тэ драбакирав» и «тэ мангав») — это в переводе: «гадать» и «просить». Если вы сумеете вызвать бывшую кочевую цыганку на откровенность, она обязательно признается, что положено было ходить босиком «до первого снега». Национальные активисты любят приглаживать и напомаживать прошлое своего народа. Лакировка дошла до того, что в цыганских этнографических экспозициях женские манекены снабжают… сапожками! Вот до какой степени современные комплексы заставляют искажать истину. Если цыган снимает исторический фильм (или его возьмут в консультанты), то будьте уверены — он обует всех кочевых цыганок и нарядит табор «с иголочки». Нам с такими обманщиками не по пути.
В рамках этого проекта мы занимаемся честной реконструкцией. Героини наших фотосессий снимались в том виде, который считался достойным «до указа». Особый шарм цыганским девушкам придавало то, что подчёркнутая нищета сочеталась с украшениями. Расхаживая по дворам и «выпрашивая кусочки», добытчицы носили золотые серёжки, кольца и браслеты. Монист у русских цыганок никогда не было, зато популярны были жемчужные, коралловые или янтарные бусы. Волосы девушки заплетали в косу или распускали по плечам. И уж конечно высоко ценились в таборной среде шали. Цыганки старались приобрести себе «шалёночку» поярче и побогаче. Желательно с бахромой. Широким платком покрывали голову, накидывали его на плечи или повязывали на бёдра. Итак — предлагаем вашему вниманию реконструкцию, сделанную для проекта «Свэнко». Русские цыганки гадали в деревнях и на рынках. Милиция сквозь пальцы смотрела на них даже в крупных городах. Иногда сельская молодёжь сама являлась из любопытства на таборные стоянки. Мы попытались воссоздать «картинки» из сталинской эпохи. Примерно такими видели в те годы молодых гадалок из наших таборов.
Made on
Tilda