Корнель де Ваэль «Посещение каторжников». Гравюра. XVII в.
Репортаж с каторги

Если задуматься о том, какая сторона цыганской жизни лучше всего отражена в западно-европейском искусстве, то вне конкуренции будет, конечно же, гадание. Сотни картин и зарисовок посвящены одному и тому же сюжету: темноволосая женщина держит в руке ладонь клиента и предсказывает линию судьбы.
Обидно. Ведь с XVI по XIX век таборы существовали в условиях постоянных репрессий. Несчастных кочевников за одну лишь принадлежность к цыганскому народу казнили, ссылали, калечили, отправляли на галеры.
А художники ничего не замечали. Произведения, посвящённые трёхвековой травле можно буквально перечислить по пальцам.
Одно из таких редких исключений – гравюра, созданная в XVII столетии. Она изображает галерников на каторге города Марсель (среди этих людей с выбритыми затылками было тогда немало цыган). Известно, что семьи осуждённых селились в пригороде и время от времени цыганки навещали своих мужей. Именно такой эпизод на пристани изобразил французский художник Корнель де Ваэль. Вряд ли обычный современный зритель сразу догадается, кто предстаёт на гравюре. Но читателям нашей рубрики уже помнят, что в ту эпоху не было ещё ни монист, ни пёстрых юбок. Конечно же, эти босые женщины в рубахах и плащах через плечо – цыганки. А чтобы развеялись всякие сомнения, автор даёт подсказку. Одна из посетительниц гадает по руке офицеру охраны.
В принципе на гравюре не изображено ничего страшного.
Никого не секут и не вешают. Но мы вспомним, что осуждённые цыгане – невинные жертвы расистских законов. И подумаем о том, дождутся ли лохматые детишки того дня, когда их отцы выйдут на свободу. Кто знает? Сроки тогда давали огромные, а смертность на галерах была очень высока…
Made on
Tilda