Наркотики.


После того, как столько бумаги было потрачено на защиту люли от обвинений в наркоторговле, я предвижу вопрос. Читатель вправе поинтересоваться: не задумал ли я доказывать, будто и все прочие цыгане стали жертвой клеветы?

Разумеется, нет. Разве можно отрицать проблему, которая за последнее десятилетие проявилась во всю свою грозную силу? Связка "цыгане – наркоторговля" прочно укоренилась в сознании россиян. И не на пустом месте. Милицейские сводки свидетельствуют о наличии грязного бизнеса в цыганской среде.

Конечно, мне было бы приятно, если бы я мог сказать, что этот народ оказался невосприимчив к заразе, но в данном случае он оказался не лучше славян или кавказцев. Подобно представителям титульных наций, некоторые цыгане поддались модному поветрию и не брезгуют получать доходы за счёт горя чужих семей и здоровья клиентов. Пик "грехопадения" пришёлся на времена, когда исчез дефицит, и торговля на рынках стала давать меньшую прибыль.

И всё же надо сделать оговорку. В цыганской среде сейчас растёт протест против преступного промысла. Я знаю места, где цыгане не дают селиться соплеменникам, торгующим "зельем". Мотивы, на первый взгляд, самые приземлённые: "У нас легальный бизнес, мы построились, вложили деньги, а по их вине могут отсюда погнать всех без разбора…".

Но есть и глубинные причины. За последние годы цыгане накопили новый социальный опыт. Они убедились, что бумеранг возвращается. Ведь наркоторговля идёт рука об руку с наркоманией. Покупая и перепродавая наркотики, люди поневоле вынуждены их пробовать, и понемногу сами втягиваются в потребление. Особенно беззащитной оказалась молодёжь. Традиционное воспитание приучало гордиться культурой застолья: взрослые брезгливо указывали детям на валяющихся в лужах гаже и учили пить в меру. Наркотики оказались ударом под дых. Юные цыгане часто не имеют серьёзных интересов, которые отвлекали бы от желания "всё попробовать". Зато у молодёжи имеется много свободного времени. Шприц заполняет духовную пустоту.

В итоге мы наблюдаем в цыганской среде ту же беду, что и у русских. Мучительные ломки. Преждевременные смерти от передозировок. Почерневшие от горя родители. Недавно была сложена цыганская песня, полная надрыва и отчаяния. Она лучше всяких сторонних рассуждений расскажет о том, что переживают ныне цыгане.

Дрэ гилы багава мэ

Сыр хасён тэрнэ чавэ.

Лэскэ сыс биш бэрша.

Ёв лэн пэса залыя.


Ровэла дай пал чаворо.

Ровэн пхэня пал пшалоро.

Тэрны ровэл пал о хулай.

Со тэ кэрэн лэнгэ кана?


Пэрэл о болыбнастыр э черген.

Явья тэрнэ чавэске мэрибэн.

Ровэна пал лэстэ бришында.

Рома пал лэстэ пьена э бравинта.


Лэско пшал лэс пхусадя,

Адалэстыр ёв мэя,

На прилыя лэскро ило.

О мэрибэн дава кало.


Марэл дро васт чавэскэ дад.

Замакхьян васта дро рат.

Фэдыр чурьяса те чинэс,

Со кадякэ лэс умарэс!


Пэрэл о болыбнастыр э черген.

Явья тэрнэ чавэске мэрибэн.

Ровэна пал лэстэ бришында.

Рома пал лэстэ пьена э бравинта.

Песню вам я буду петь:

Пропадают парни зря.

Парню было двадцать лет,

Он забрал с собой года.


Плачет мама: "Мальчик мой!"

Плачут сёстры: "Брат родной!"

Плачет юная жена:

"Что нам делать без тебя?"


А с неба… с неба падает звезда,

Смерть отняла парнишку навсегда.

Слезами с неба - дождевые нити.

Цыгане, поминая парня, выпьют.


Сделал брат ему укол,

Эта смерть - его вина.

Сердце дозы не снесло.

До чего же смерть черна!


По ладони бьёт отец:

"Руки у тебя в крови!

Лучше б ты пырнул ножом,

Чем вот так его убил!


А с неба… с неба падает звезда,

Смерть отняла парнишку навсегда.

Слезами с неба - дождевые нити.

Цыгане, поминая парня, выпьют.

(перевод: Николай Бессонов)

Несмотря на то, что россияне полагают, будто каждый солидный цыганский особняк построен благодаря наркоторговле, молва ошибается. Этот дом стоит в подмосковном Быково, где цыгане строго пресекают торговлю наркотиками. Хозяин занимается легальным бизнесом, старший сын совершает сделки с недвижимостью, средний учится в Государственном Университете Управления. Фотография Н.Бессонова.
О масштабе катастрофы говорят цифры, обнародованные цыганской общественной организацией "Дэвла милысарамэ" (Божье милосердие). Целью активистов являлась медицинская помощь соплеменникам. Заключив договор с наркологическим центром, организация на льготных условиях приводит лечиться молодых наркоманов. Только за последние полтора года в Москве прошли курс реабилитации 500 человек!
Не случайно сейчас, прежде чем породниться с какой-либо семьёй, приходится тщательно выяснять, не колется ли жених. Никто не желает своей дочке несчастий, которые неизбежны для супруги наркомана. Часто при сговоре родители божатся на детей. И не случайно я уже несколько раз слышал восклицания, что милиция действует в интересах самих же цыган, сажая наркоторговцев. Надо представлять себе исторически сложившийся антагонизм между этим народом и органами внутренних дел, чтобы по-достоинству оценить такие слова. Лет пять назад во время застолий рассуждали примерно так:
- Никто этих наркоманов не заставляет. Сами деньги несут.
- Это же всё сверху идёт. Милиции нужно, чтобы ей отстёгивали часть дохода.
- Если не цыгане, то другие найдутся.
- Водка тоже наркотик, но государство им торгует.
- А на чём ещё можно быстро заработать?
Сейчас разговоры пошли другие.
- Деньги на крови.
- Бог накажет.
- Правильно за них взялись.
- Из-за них теперь русские на всех цыган косо смотрят.
Конечно, у меня нет исчерпывающей статистики, но по ощущению маятник уже застыл и медленно стронулся в обратную сторону. Государство, которое долгое время смотрело на наркоторговлю сквозь пальцы, начинает наконец реальную борьбу не только с пешками, но и с фигурами покрупнее. На одной чаше весов сейчас высокие прибыли, а на другой – тюремные сроки и семейные трагедии. Поэтому в большинстве этногрупп зреет желание обуздать людей, подрывающих "репутацию нации" и даже сам её биологический потенциал.
Нет большой беды в том, что СМИ регулярно информируют о разоблачении очередной "точки". Какие могут быть претензии, если авторы приводят доказательства или цитируют судебные приговоры? Хотелось бы попросить журналистов лишь о взвешенности. Не стоит (как это постоянно делается) огульно обвинять весь народ. Вспоминайте иногда о презумпции невиновности. Наконец, учитывайте еще одну сторону проблемы. По всей России цыганские семьи стонут от сфабрикованных дел! Поскольку цыгане со времен так называемой "спекуляции" привыкли выкупать своих родственников, некоторые блюстители общественного порядка подбрасывают наркотики ни в чём не повинным людям. Даже если семья небогата, срабатывает солидарность. Чтобы спасти человека от тюрьмы, цыгане расстаются с очень большими деньгами. Фактически мы имеем дело с разновидностью рэкета. Бороться с вымогателями очень трудно. В судах существует обвинительный уклон. Общественное мнение и слышать не хочет о правовой незащищённости цыган. Конечно, в ряде случаев адвокатам удалось выиграть дела по подброшенным наркотикам. Но чаще события развиваются по двум типовым сценариям. Либо следователь берёт взятку, и тогда публика ничего не узнаёт о случившемся. Либо запрошенную сумму собрать не получается – и тогда жертва произвола пополняет статистику "цыганской преступности" наряду с действительно виновными.
Made on
Tilda