Телевидение.
Роль телевидения в формировании образа цыганского народа трудно преувеличить. Во-первых, аудитория главных каналов куда больше, чем число подписчиков самых популярных газет. Во-вторых, зрительный образ запоминается куда лучше, нежели текст. Начну я с комплиментов в адрес тележурналистов. Как показывает практика, на большинстве телеканалов работают достойные люди, искренне стремящиеся к объективности. Конечно, в их репортажах есть ряд неточностей; но это и не удивительно, ведь для того, чтобы улавливать нюансы темы, требуется не один год общения с цыганами. Есть у тележурналистов и ещё одна хорошая черта - многие из них ищут компетентных консультантов и готовы прислушиваться к их мнению, внося коррективы в сценарий.
Я не буду затрагивать здесь передачи о цыганской музыке и культуре, вносящие немалую лепту в дело взаимопонимания российских народов. В этом отношении ситуация лучше всего. К теме нашего разговора гораздо ближе так называемые бытовые репортажи, знакомящие зрителя с обычаями и современной жизнью цыган. Нельзя не признать, что и здесь есть зрелые профессиональные работы. Вспоминаются такие телефильмы, как репортаж о цыганах из Петушков (автор С.Прибылов, реж. О.Кривошеева, оператор Ю.Ольшванг), и двухсерийный документальный фильм «Цыгане» Восточно-сибирской студии кинохроники (реж. С.Пинигин, оператор Ш.Седен-Оол). Интересны сюжеты небольшой продолжительности, например репортаж о кэлдэрарах, живущих под Тверью, показанный по Ren-TV, или сюжет информационной программы «Вести» М.Дегтяря, М.Ивашкова, В.Бадикова. Определённую этнографическую ценность имеет репортаж тех же «Вестей» о похоронах цыганского барона в Молдавии. Наконец, вполне достойной работой можно назвать фильм «Цыгане» студии «Репортёр» (авторы: М.Дегтярь, М. Ивашков, С. Антонов).
Во всех этих передачах есть искренний интерес к народу, и, несмотря на некоторое преувеличение элементов экзотики, в целом они приносят ощутимую пользу.
К сожалению, часть тележурналистов изменяет профессиональному долгу и вместо того, чтобы давать объективную информацию, отравляет эфир заведомой ложью. В фарватере этого направления идёт программа «Криминал. Чистосердечное признание», методы работы которой и будут рассмотрены ниже.
Прежде всего, отмечу, что темы для своих сюжетов программа часто берёт у прессы, «объективность» которой нам уже известна. Работают криминальные репортёры очень сноровисто; например, в случае с мнимыми «рабовладельцами» из Софьино они были на месте уже на следующий день после публикации в «МК». Увы, по отношению к цыганам срабатывает «презумпция виновности». Съёмочная группа не могла не видеть, что в их сюжете чисто логически концы не сходятся. Тем не менее, задачу надо было выполнять. Отсюда - упор на режиссёрские приёмы. Дом, в котором жили «рабы» выглядит с фасада слишком прилично, поэтому его сняли сзади, там, где пристроен сарай. У зрителя создаётся впечатление, что братьев действительно поселили в развалюхе. Замогильный голос диктора чеканит фразы, смысл которых в том, что братья ведут нечеловеческое существование.
"В этом доме, больше похожем на землянку, живут самые настоящие рабы: Дима и Семён. Последние несколько лет они провели в заточении у своих хозяев…"
Нам показывают кастрюлю, которую братья приспособили под пепельницу. Оказывается, из этой чёрной кастрюли их кормили! В таком фальсификаторском стиле выдержан весь репортаж. Не буду подробно останавливаться на «работе» съёмочной группы с соседями - на той, поистине беспощадной селекции, в ходе которой отметались любые добрые слова о цыганах, и в эфир шло только то, что можно было - пусть с натяжкой - обратить против них. Тележурналисты не соблюли даже видимость правдоподобия. То нас уверяют, что рабов держали под неусыпным надзором, запрещая выходить из дома. То жители посёлка рассказывают, что они всё время свободно разгуливали, где заблагорассудится. Истина, повторяю, приезжих не интересовала. Нужна была сенсация любой ценой.
Теперь давайте посмотрим на дело ещё с одной стороны. Обычно репортажи «Чистосердечного признания» снимаются либо по итогам судебного процесса, либо в ходе официально возбуждённого следствия. В данном случае не было ни того, ни другого. Прокурорская проверка начнётся гораздо позже (и, не обнаружит ни рабства, ни убийств, ни насилия). Съёмочная группа приехала в качестве самозванных обвинителей, с твёрдой решимостью огласить предрешённый заранее вердикт на всю страну...
Практически каждая надуманная сенсация прессы находит в последнее время своё зрительное воплощение. Уже была передача о «пленнице цыганского табора» Марии Карасёвой. Несколько раз повторили в эфире пространный репортаж о «серийном убийце» Дави, которого упорно величали цыганским бароном. В финале передачи говорится, что сейчас табор Дави снялся с места и отбыл в неизвестном направлении, чтобы продолжить ремесло своего барона. Так и представляешь себе цыган и цыганок, рыскающих по стране, аки стая голодных волков. Берегитесь, люди! Возможно, и к вам сейчас присматриваются коварные нелюди в человеческом облике!
Стоп. Вспомним ещё раз, что дело Дави – виртуально, а убийство у цыган, даже по оценкам компетентных органов – нечто из ряда вон выходящее.Статистика из мест заключения только подтверждает этот вывод. Приведу только один пример из длинного ряда (поскольку он в отличие от прочих уже документирован). Можайская женская колония №163/5. Контингент – 1100 заключённых. Две трети (!) из них отбывают наказание за убийство или нанесение тяжких телесных повреждений. Есть и цыганки – в основном пожилые и осуждённые за мошенничество. Но, по утверждению начальницы колонии, она за всё время работы ни разу не встречала цыганку-убийцу. Вдумаемся в этот факт. Если бы цыганки убивали с такой же частотой, как, скажем, русские женщины, то их, согласно неумолимым законам математики было бы здесь в настоящее время, как минимум, восемь. Я не говорю уже о том, сколько набралось бы за полвека существования Можайской колонии. Примерно та же картина наблюдается в мужских исправительных учреждениях.
Вы, случайно, не припомните, чтобы телепрограмма «Чистосердечное признание» хоть словечком признала бы этот неоспоримый факт?
Очень показателен последний репортаж, показанный 19 февраля 2000 года и повторённый назавтра ещё раз. Грязные технологии, использованные авторами, могут не сразу броситься в глаза, но они, тем не менее, действенны. Вряд ли кто-то из зрителей задумался, что за девять минут телесюжета, посвящённого цыганской преступности, ему не показали ни одного цыгана-преступника! Весь комментарий направлен на то, чтобы создать впечатление криминальной клоаки от подмосковных компактных поселений, между тем как в действительности их обитатели ничуть не опаснее коренного населения области.
Чтобы не быть голословным, я сейчас разберу зрительный ряд и закадровый текст от начала до конца, а вы сами решайте, соглашаться со мной, или не соглашаться.
Диктор: В пятьдесят четвёртом году советское правительство издало указ об организации осёдлого образа жизни лиц цыганской национальности. По всей стране власти начали борьбу с кочевым народом. Из Москвы цыган стали выселять за сто первый километр. Здесь на границе Владимирской области появилась крупная цыганская община, около полутора тысяч человек. Именно цыгане принесли когда-то Покрову славу наркотической столицы. Долгое время объём продаж опия, маковой соломки, и марихуаны здесь был больше, чем во всех остальных городах Владимирской области вместе взятых.
Зрительный ряд: на экране россыпи конфискованной травы.
Мой комментарий: Наркотики, судя по всему, конфискованы у людей другой национальности, иначе нам показали бы их арестованных хозяев.
Диктор: Теперь ситуация изменилась. Лёгкие наркотики вытеснил героин. И торговля зельем пошла у цыган не так бойко. И всё же около половины покровских наркоманов покупают зелье именно у представителей этой народности. Одного из них – Петра Лебедева – местные сыщики задержали за хранение героина. Пётр не похож на крупного наркоторговца, и, тем не менее, оперативники решили провести обыск в его доме.
Мой комментарий: Интересно, чем кончится обыск?
Зрительный ряд: типичный цыганский дом. Огромная, красиво отделанная зала, которая должна по идее вызвать зависть у россиян, не имеющих таких интерьеров. Россияне, увы, не знают, что, во-первых, такая площадь вызвана цыганским обычаем отмечать календарные праздники с многочисленными гостями, число которых часто переваливает за сотню. Во-вторых, на создание всей этой красоты работает многочисленная, не в пример русским, семья, так что при раскладке требуемой суммы на число добытчиков, концы с концами вполне сходятся.
Диктор: Дом Лебедевых один из самых богатых на улице Карла Либкнехта. Как рассказали хозяева, он обошёлся им в 300 тысяч рублей. Внутри дома всё выглядит необычно. Два просторных зала практически не обставлены. Вместо кроватей – сложенные аккуратно перины.
Мой комментарий: И неудивительно – с насыщением рынка и исчезновением дефицита доходы мелких предпринимателей снизились. Сейчас многие цыганские семьи годами не могут обставить дома, отстроенные ещё в эпоху высоких заработков.
Диктор: Отсутствие мебели заметно упрощает поиски. Всё что удаётся найти сыщикам – это шприц с наркотиком. После обыска Лебедева снова отвозят в отделение.
Зрительный ряд: парень в наручниках и оперативник.
Диалог:
-Данный шприц кому принадлежит?
-Мне.
-Принадлежит вам, да?
-Да.
-Что в нём находится.
-Героин.
-Героин, да? Почему вы прятали его под диваном?
-Я позабыл о нём, быстрее всего.
-Вы спрятали его и позабыли его впоследствии?
-Да иначе я бы употребил его.
Диктор: Чтобы не осложнять судьбу остальных членов семьи, Лебедев взял всю вину на себя. Но родственники не собираются оставлять Петра в беде. Мать пришла хлопотать за него в отделение.
Мой комментарий: Какую вину? Употребление наркотиков по российскому законодательству не является преступлением. А ничего другого парню инкриминировать не могут.
Диктор: Однако дальнейшее развитие событий зависит от показаний наркоманов. Если докажут, что у Лебедева покупали героин, ему грозит срок за торговлю наркотиками.
Мой комментарий: Интересно, доказали?
Зрительный ряд: Оперативник беседует с молодой наркоманкой Юлией Кузнецовой. Девушка показывает исколотую руку.
Диктор: Лебедеву повезло. Юля покупала наркотики у другого цыгана. Но таких наркоманов, как Юля, в Покрове немало. И показания в отделении они дают систематически.
Мой комментарий: Итак, Пётр Лебедев будет отпущен. Стоило ли выставлять его наркоторговцем? Не лучше ли было поехать к тем самым «другим цыганам»? Хотя, кто знает, может быть, и там было бы такое же полное фиаско?
Диктор: Рядом с Покровом расположен небольшой посёлок Городищи. Местные цыгане сами запретили употребление наркотиков в таборе. Оперативник Игорь Бахметьев работает в Городищах почти 20 лет. Он хорошо знает цыганскую методику борьбы с наркотиками.
Зрительный ряд: Оперативник представляет зрителям пожилого цыгана, сидящего на фоне ковра в окружении других мужчин:
- Борис Романович является одним из старейшин данного рода проживающих на территории посёлка Городищи. То есть, каким-то образом он ответственен так же за общественный порядок и за остальное всё, что здесь творится. Кстати, как один из положительных примеров можно привести следующий пример. В своё время года три-четыре назад, о чём я уже говорил, появилась тенденция распространения наркотиков в данном регионе среди лиц цыганской национальности…
Слово берёт Борис Романович:
-Собрались. Собрали мы цыганское собрание, наше, как говорится. Весь посёлок собрался цыганский. Ну, в общем, дали предупреждение своим - вот этим - которые потребляли наркотики. (Не распространяли, не продавали, а сами потребляли). В общем - такой порядок. Если за двадцать четыре часа вы не бросите в течение суток это дело - мы вас из табора выселяем. И чтобы духу вашего здесь чтоб не было! На этом дело… два-три дня - и всё! Бросили ребята - на алкоголь перешли.
Мой комментарий: Обратите внимание, как аккуратно, осмотрительно строит фразы Борис Романович. Он прекрасно знает, что имеет дело с корреспондентами, которые любое неосторожное слово могут использовать против цыган, поэтому чётко расставляет все акценты внутри предложения. Здесь невозможно что-либо выдернуть из контекста, смонтировать, подчистить. Либо вставляйте прямую речь целиком - либо обходитесь без неё… Если бы другие цыгане были так предусмотрительны перед враждебной камерой!
Диктор: И всё же молодёжь втайне от старейшин продолжала употреблять наркотики. Пока в мае прошлого года не произошло трагическое событие. Из табора исчез тридцатилетний Роман Квик. На следующий день отец нашёл его обгоревшее тело в ближайшем лесу.
Зрительный ряд: кадры с места трагедии.
Диктор: Рядом лежали металлические ложка, кружка и оплавленный шприц. Квик развёл костёр и приготовил слишком большую дозу. Употребив наркотик, он потерял сознание и уже через несколько минут сгорел в костре. После этого было ещё одно цыганское собрание. С тех пор случаи употребления наркотиков в Городищах прекратились.
Мой комментарий: Мы побывали вместе со съёмочной группой уже в двух компактных поселениях. Где же анонсированный криминал? Только что мы стали свидетелями семейной драмы, из которой следует печальный вывод: цыганские семьи так же, как и русские, становятся жертвами наркомании – этой страшной приметы нашего времени.
Диктор: В цыганском таборе всё держится на жёсткой дисциплине и традициях. По одной из таких традиций деньги в дом всегда приносит женщина.
Зрительный ряд: Скрытая камера снимает, как пожилая цыганка по просьбе оперативника гадает ему по ладони:
-За правду боретесь. Но вы много раз пропадали за эту несчастную правду. В личной жизни скажу так…(замечает съёмку и со смехом закрывает объектив рукой).
Диктор: Как гадают цыганки известно, наверное, всем. Цыганка может рассказать и про личную жизнь, многое в её словах будет правдой. Жаль только, что подобные разговоры заканчиваются исчезновением денег.
Мой комментарий: Исчезновением денег кончается также поход в магазин, парикмахерскую, или мастерскую по починке обуви. Консультация у адвоката или венчание в церкви тоже не бесплатны.
Монолог оперативника, снятый в салоне машины: «Вы смотрите, как чётко просчитана ситуация. Приходит цыганка с маленьким грудным ребёнком, звонит в дверь квартиры. Извините, мне просто ребёнка необходимо перепеленать. На улице холодно. Кто чисто по человечески откажет человеку с ребёнком? Входит в квартиру, ухитряется за считанные минуты узнать, где в квартире находится золото, и за такие-же считанные минуты его вынести. Пока одна перепеленовывает, вторая совершает преступление.
Мой комментарий: Ждём, что покажут конкретную подсудимую, пойманную с поличным… Напрасно ждём. Конкретных дел из своей практики милиционер не называет.
Диктор: Такие фокусы цыгане никогда не делают в своём посёлке. Они считают позором воровать там, где живут. Однако деньги цыганам нужны. Поэтому каждое утро цыганские женщины едут на работу в Москву. Электричка из Покрова приходит на Курский вокзал.
Милиционер, несущий службу на вокзале: «Они проходят. Мы документы, естественно, проверяем. У них всё нормально. Они зайдут на вокзал, позвонят. Потом отходят, всё, уезжают. На вокзале их вообще нет».
Диктор: Цыгане разъезжаются по всей Москве. Большинство отправляется на рынки и толкучки. Одним словом, туда, где есть толпа. Вечером женщины возвращаются домой. Такие путешествия раздражают пассажиров подмосковных электричек и часто приводят к конфликтам. Накануне наших съёмок городищенских цыганок избили футбольные фанаты.
Мой комментарий: Вот мы и дождались. Первый (и единственный) настоящий криминал за всю передачу! Молодые здоровые русские парни избили цыганок, которые провинились только в том, что они «вечером возвращались домой». Интересно, сами авторы подобных комментариев понимают, что говорят? Ну, сказали бы в оправдание хулиганам: «Цыганки вели себя в электричке развязно, назойливо приставали с гаданием»… Так ведь нет. Внимательно перечитаем фразу ведущего:
«Такие путешествия раздражают пассажиров подмосковных электричек и часто приводят к конфликтам».
Ну, давайте. Если нет совести, то и дальше подзуживайте славян к избиениям беззащитных женщин, у которых смуглая кожа и тёмные волосы. Только помните, что нормальные люди называют такую пропаганду фашизмом.
Зрительный ряд: Полуживая цыганка на кровати. Через бинты на голове проступает кровь.
Сбивчивая речь:
-А мы слезли на платформу. Они стали бежать за нами. Меня взяли за шкирку и кидали за электричку. Я под электричкой была вообще. Как я вышла оттуда - не знаю. Я головой ударилась в колесо, а здесь - об рельсу.
Диктор: Цыгане один из немногих народов России, которые имеют свою культуру, свой язык, но не имеют своей земли. Однако цыгане и не стремятся жить обособленно, они живут там, где есть общество. В несовершенном обществе при желании несложно найти источник дохода.
Оперативник: Одна из форм зарабатывания денег - скупка квартир в той же самой Москве у лиц, которые - будем так говорить – опустились. В силу каких-то тех или иных обстоятельств, злоупотребляют алкоголем - ну спиваются. Находят, по-русски говоря, на вокзале бомжей. Цыгане приобретают эту квартиру практически за бесценок и оформляют всё это нотариально. Человек остаётся без Родины, флага, кола и двора и живёт у цыган бомжом.
Мой комментарий: Как известно каждому россиянину, все агентства по недвижимости занимаются тем же. Стараются купить квартиру дешевле, а продать дороже. Все сделки (как и цыгане), официально оформляют. Живут на разнице. А уж где будет жить человек, который добровольно пошёл на сделку, квартирного дилера чаще всего не интересует. Только у цыган хватает сострадания поселить непутёвого члена общества на своей площади - за что они и получают от нашей прессы клеймо рабовладельцев. К счастью, на этот раз криминальные репортёры не нашли ни малейшей зацепки для подобных обвинений; им попался в объектив русский мужчина, но выяснилось, что квартиры он лишился без всякого вмешательства «преступного» народа.
Диктор: Русские работники у цыган не редкость. Многие из них добровольно остаются в таборе. К одному из таких добровольцев мы зашли вместе с оперативниками.
-Здравствуйте. Сюда подойдите ко мне, пожалуйста. Милиция. Паспорт приготовьте. Нету паспорта? А где паспорт? Потерял? Вы где прописаны?
-В Люберцах.
Диктор: Этого человека зовут Александр. После развода квартиру он оставил жене и детям. Сейчас работает у цыган. Получает взамен лишь кров и еду.
Мой комментарий: Александр оказался совестливым человеком. Ему и в голову не пришло возводить на цыган напраслину:
-Ну, как… я, нормально живу. Не голодный, не бомжую нигде.
-Вот это постель ваша?
-Да, вот простыней нету.
Диктор: Александр в любой момент может уйти от цыган, да только некуда. Ему также как и цыганам, некуда уходить из России.
Мой комментарий: Догадываетесь, зачем вообще понадобилось в программе «Криминал» показывать этот эпизод? У меня есть мысли по этому поводу. Конечно, ничего противозаконного здесь нет - зато можно сыграть на такой нехорошей черте, как зависть, которую коммунисты пестовали в народе семь десятилетий. «Наши люди в булочную на такси не ездят». У простых работяг прислуги в доме не увидишь!
А если вдуматься - так люди, которые занимаются торговлей, и среди русских имеются. В домах предпринимателей можно встретить не только комнатную прислугу, но и гувернанток, нянек, телохранителей, личных шофёров. Раздувать зависть к богатым людям славянского происхождения, слава богу, уже считается в журналистской среде дурным тоном. Цыганам же, по обывательскому мнению, положено жить в нищете, и малейшие признаки их удачливости воспринимаются как вызов.
Зрительный ряд: На улице возле своего дома пожилая цыганка, уставшая сталкиваться с проявлениями воинствующего национализма:
- Ещё говорят, убьём вас вообще. И девочек и женщин. Тех, кого поймаем. Вон из нашей России. Мы столько лет… уже постарели, наши предки тут умерли.
Мой комментарий: Что говорить… Со времён Петра I, когда первые таборы прикочевали в Россию из Германии, сменились десятки цыганских поколений. Рядовой гражданин даже не догадывается, сколько цыган отдало жизнь за свою новую родину. Ну, кому известен тот факт, что певцы из московских хоров добровольно вступили в кавалерийские части кутузовской армии во время вторжения Наполеона? Кто знает о героизме, проявленном российскими цыганами в ходе Великой отечественной войны? Обыватель в этом месте усмехнётся: «Знаем мы - один киношный Будулай и воевал». А почему бы нашему телевидению не сделать документальную передачу о тысячах солдат и офицеров, чьи воинские заслуги отмечены правительственными наградами? Пусть руководство телевидения только обратится в цыганское общество - ему предоставят богатейший архивный материал.
Но мы опять отвлеклись. Посмотрим, какой фразой завершит «Чистосердечное признание» свой репортаж.
Диктор: Цыгане уже много веков живут в России…
Зрительный ряд: В кадре почему-то таджикские люли.
… к ним всегда относились с интересом и любопытством, люди сделали из них романтических героев, однако в сознании большинства цыгане ассоциируются с подвохом или обманом.
Сергей Ребров, Алексей Егоров, Валерий Иванов, Александр Корюк, телекомпания НТВ.