Пауль Бём.«Цыганская семья». Х.,м.
Поэма о любви

Пауль Бём писал свои картины с немецкой основательностью. Что бы он ни изображал: крестьянский быт или цыган возле повозки – каждая деталь была дотошно выписана. В этом заключалось достоинство его творчества, но здесь же таилась ограниченность. Зачастую перед зрителем представала всего лишь сцена из жизни. С тем же успехом на месте художника мог быть и фотограф.
Небольшое полотно с цыганским скрипачом стало эмоциональным всплеском. В тесном сарае мы видим финал трагедии. Скупыми штрихами автор очерчивает события последних дней. Скитания по дорогам. Болезнь молодой жены. Нищету, которая не позволила несчастной паре найти иное пристанище.
Цыганка умирает на соломе.
Купленное на последние деньги лекарство не помогло. Пустой пузырёк опрокинут.
Что остаётся делать?
Любящий человек делает единственное, что в его силах. Он играет на скрипке, и мелодия уносит бедную цыганку в те дни, когда оба они были счастливы.
Часто говорят и пишут, что «У цыган нет любви, а есть привычка».
Так ли?
Бём верил в глубину цыганских чувств. И разве не большой настоящей любви посвящена старинная ловарьская песня, в которой муж оплакивает попавшую за решётку жену? Пусть вспомнит эти горестные слова каждый, кому кажется верной сентенция о «привычке».

Яй, жял о кхам тай ви перэл

Драго мамо,

Яй жял о кхам, тай ви перэл,

Са л’ромня кхэрэ авэн.

Яй, са л’ромня кхэрэ авэн.

Яй, нума муры чи авилас.

Драго мамо,

Пе деш бэршора вой пелас,

Яй, пе деш бэршора вой пелас.

Яй те жянглэмас мэ кодо,

Драго мамо,

Яй, те жянглэмас мэ кодо,

Де цыно андэ яг хуклэмас,

Яй, де цыно андэ яг хуклэмас.

Ой, идёт солнце и заходит,

Дорогая мама,

Ой, идёт солнце и заходит,

Все цыганки домой приходят.

Ой, все цыганки домой приходят,

Ой, только моя не пришла,

Дорогая мама,

На десять лет попала.

Ой, на десять лет попала.

Ой, знал бы я это,

Дорогая мама,

Ой, знал бы я это,

Маленьким прыгнул бы в огонь,

Ой, маленьким прыгнул бы в огонь.

Made on
Tilda