Достаточно полное описание их образа жизни составлено на рубеже XIX и XX веков; ниже мы приводим выдержки из исследования В.М.Папазьяна:
«...бошa не остаётся на месте; сегодня или эту зиму он здесь, завтра или следующую зиму он в другой деревне или в другом округе. Лишь на зиму он водворяется в определённом месте и ждёт весны, уплачивая за хижину крестьянину или горожанину.
Всю зиму они делают сита, разные корзины, плетёные лотки, щётки и тому подобное; и когда приходит весна, открываются дороги, женщина-бошa навьючивает на себя свой товар и отправляется в города и окружные деревни торговать, нищенствовать, собирать съестные припасы всякого рода. Торговою частью у бошa ведает женщина. Перебросит она за спину кожаный мешок, прикрепляет к ней две корзины, в правую руку берёт несколько сит, засовывает за пояс веретено или носок и, взяв в руки толстый длинный посох, ходит по домам продавать сита или обменивает их на съестное и назойливо выпрашивает милостыню. Входя в дом, она старается ударами и быстрыми размахами посоха держать на почтительном расстоянии нападающих собак, затем предлагает хозяйке купить что-нибудь, начинает расхваливать свой товар, превозносит красоту хозяйки, её доброту, глаза, брови... Удаётся ей сбыть что-нибудь или нет, она, и в том и в другом случае, начнёт выпрашивать кусок хлеба, затем хлам, старое платье и т.д. Она говорит с такой быстротой, ловкостью и любезностью, с таким чутьём угадывает, чем можно прельстить покупателя, так остроумна и умеет понравиться, что не выйдет из дому, чего-либо не продав. Проводя целые дни, недели вне дома, она не остаётся без дела и даже на ходу вяжет носки, прядёт шерсть.
Ходят они по домам, деревням, неутомимо, под палящим солнцем, часто с грудными детьми; их они кладут в сумки, повешенные на ослов, а иногда даже привязывают к спине, если только один ребёнок; ночуют в деревнях у знакомых. В городах и деревнях армянские мальчишки по улицам пристают к ним, щиплют их... острят над ними; но женщина-бошa невозмутима, на остроты она отвечает ещё более остроумными и грязными шутками; а когда приходиться пускать в ход посох, она так смело и ловко управляет размахами его, что пристающие скрываются; и, со всем тем, трудно найти женщину, нравственнее бошa. Она бойка на сальные остроты, грязную ругань, но горе тому, кто покусится на её честь. Она превращается во льва и умрёт, но не позволит коснуться чести её домашнего очага и супружеской верности...
Золотых украшений боша не употребляют, даже богатые. Молодые носят иногда серебряные большие старые кольца. Кроме браслетов и колец, у женщины бошa больше нет украшений; одежда её очень проста и скромна. В то время как у многих из окружающих народов встречаются разные украшения и связанные с ними привычки, женщины бошa не насурмливают глаз, как это делают женщины чимгене, не надевают ни серёг, ни украшений на нос, подобно курдским женщинам; не мажут хиной рук и ног, как это часто делают даже армянки.
Бошa курят; мужчины курят много табаку, а из женщин-бошa на Кавказе курят только старухи, но чаще они нюхают табак; а в Турецкой Армении женщина-бошa никогда не курит - это считается неприличным.
К концу октября перестают кочевать. Дом бошa полон теперь пшеницей, мукой, маслом и всякими припасами. Наступает теперь очередь мужчин; они отправляются с ослами в окрестности, иногда и дальше, за ивовыми прутьями и волосом для сит; собрав, сядут где-нибудь, сообща очищают прутья и делят между собой.
Бошa ведёт, если не вполне, то преимущественно бродячий образ жизни. О последнем мы уже рассказывали. Единственный товарищ его скитаний - осёл, о котором он много заботиться и которого никогда не бьёт. Живя испокон веков среди земледельческих народов, он никогда не подумал взяться за плуг. Его единственное занятие - делать сита, корзины, плетёные лотки и т.д., поправляет старые сита и корзины, иногда он исполняет обязанности певца, кузнеца или коновала.
Женщина-бошa не ворует; мужчина,- иногда; соблазниться, например, лошадиным хвостом, если найдёт его волосы хорошими для сита. Но, вообще мужчина бошa не профессиональный вор и никогда ничего не стащит из дому, если даже увидит открытую дверь. В сделках займа у бошa замечательная простота нравов; без расписки, без свидетеля берёт взаймы, возвращает, даёт сам и доверяет, брать проценты он избегает. Боится клятвы и данной клятвы не нарушает, не обманет, независимо от того, выгодно или нет это ему.»38
Таково свидетельство о нравах армянских цыган, напечатанное журналом «Этнографическое обозрение» в 1901 году. Остаётся добавить, что благодаря тому, как зарекомендовали себя бошa, современные армяне относятся к цыганам как к нации гораздо лучше, чем представители других народов, бывшего СССР (во всяком случае, об этом говорят социологические исследования).39
Ассимиляция и «продолжительность жизни» этнической группы. В начале главы мы рассмотрели механизм формирования цыганских этнических групп. В заключение будет уместно сделать некоторые прогнозы на основе анализа ассимиляционных процессов. Длительные этнокультурные контакты с окружающим населением неизбежно приводят к утрате языка, а затем и к оседлому образу жизни. Исходя из исторических данных, можно сделать вывод, что для этого требуется около двухсот лет. Например, сэрвы, попавшие на Украину в конце XVII века, включают в себя локальную группу хoхлов - практически полностью утративших цыганский язык. Вот уже полтора века они живут оседло.
В северо-восточной Боснии есть группа «каравлахов». Это цыгане, которые пришли во второй половине XVIII века из Румынии (край Урне Влашек). Они говорят на диалекте румынского языка, считают себя румынами и даже обижаются, если их называют цыганами.40 Эти «чёрные влахи» - наглядное доказательство того, как сильны были процессы ассимиляции в придунайских княжествах. Уже к XVIII веку, когда заимствования в силу переселения прекратились, данная группа настолько орумынилась, что только антропологические данные подтверждали их принадлежность к цыганам.
Важно подчеркнуть, что этот процесс идёт во всех регионах мира. Утратили язык тинкеры в Ирландии, мадьяры - в Венгрии, «молдоване» в Румынии и Молдавии, цыгане Закарпатья, хитанос в Испании, мугат в Средней Азии. Всё это звенья одной цепи. Указанные группы говорят на языке народа, среди которого живут. Отсюда - печальный прогноз. Практически любая этническая группа цыган рано или поздно обречена на ассимиляцию.
Интенсивность этого процесса зависит от двух факторов:
1. Кочевой или оседлый образ жизни.
2. Смена этнокультурных контактов.
Первый фактор означает следующее: при кочевом образе жизни ассимиляционные процессы протекают медленнее. Например, урсары в Румынии кочевали, а рудари нет. В результате, одни язык сохранили, а другие - утратили.
Анализ второго фактора даёт следующую картину. Если сформировавшаяся группа мигрирует в другую страну, то, по законам этнологии, в иноэтничном окружении лучше сохраняется культура (русские во Франции, украинцы в Канаде и т.д.). На каком-то этапе заимствования прекращаются. Например, кэлдэрары, расселившиеся по всему миру, на нынешнем этапе отличаются высокой степенью сохранности своего диалекта и обычаев. Однако, в самой Румынии за прошедший век румынское влияние продолжало действовать, что привело к большому числу заимствований.
Более того, те кэлдэрары, которые мигрировали во Францию или в Россию, пройдя через период временной «консервации», неминуемо испытывают новые влияния со стороны французов или русских.
Процессы консолидации. Несмотря на то, что цыгане всегда осознавали себя одним народом, связанным общностью происхождения, на бытовом уровне, деление на группы имело более важное значение. Оно постоянно поддерживалось кочевым образом жизни. В редких случаях браков между представителями разных групп цыган, от женщины в новой семье настоятельно требовали полного подчинения обычаям, смены языка, одежды, фольклора и т.д. Таков был механизм сохранения идентичности группы.
Сейчас, при оседлости, дети в «смешанных» браках приобретают надгрупповое самосознание. Зависит оно, главным образом, не от «национальности» отца, а от среды, в которой живёт данная семья. Если, например, сэрвы живут в посёлке, где большинство - русские цыгане, то их дети, а затем и родители неминуемо начинают говорить по-русско-цыгански. Особенно это характерно для больших городов. Более того, становится важнее осознавать себя цыганом, чем представителем конкретной этнической группы.
Надгрупповое самосознание в особенности свойственно национально ориентированной цыганской интеллигенции.
*****
В заключение главы хочется поделиться одной печальной мыслью: цыган в том романтичном виде, в котором их показывают театр и кино, никогда не существовало.
Наиболее выигрышные их черты были рассеяны по разным этническим группам и никогда не объединялись в пределах одной. Кэлдэрары отличались прекрасным комплексом национальной одежды, но не умели профессионально петь и плясать. Русские цыгане были хорошими танцорами и певцами, но не имели яркого костюма и ремёсел. У кочевых цыган-ремесленников: кузнецов и корытников был бедный фольклор, зато они хорошо сохраняли цыганский язык, а молдавские цыгане, которые были лучшими скрипачами, были настолько ассимилированы, что не знали цыганского языка, и так далее.
Синтез всех лучших качеств в реальной жизни так и не произошёл, зато в искусстве он стал состоявшимся фактом: недаром красочный молдавский табор в прославленном фильме Э.Лотяну наделён по большей части русско-цыганским фольклором.
1. Soulis George C. The Gypsies in the Byzantine Empire and the Balkans in the Late Middle Ages. Dumbarton Oak Papers. Washington, 1961. № 15. С. 143.
2. The Oxford dictionary of Byzantium. NY., 1991. Vol. 1. P. 344; Vol. 3. P. 1793;
Sinclair A.T. The word «Rom». JGLS № 5 (3) (1909-10) P. 33-42.
3. Марушиакова Е. Попов В. Циганите в България. София, 1993. С. 44, 45.
4. Там же. С. 46.
5. Образцы фольклора цыган-кэлдэрарей. М., 1981. С. 243.
6. Vossen Rudiger. Zigeuner. Frankfurt/Main: Ullstein, 1983. Р. 149
7. Ром-Лебедев И. От цыганского хора к театру «Ромэн». М., 1990. С. 43
8. Марушиакова Е. Попов В. Циганите в България. София, 1993. С. 112-113.
9. Ficowski Jerzy. The Gypsies in Poland. Warszawa. Р. 54
10. Гранде Ф. Фламенко. Курьер Юнеско. XI.1984, С. 30,31.
11. Vossen Rudiger. Zigeuner. Frankfurt/Main: Ullstein, Р. 216, 217.
12. Общее землевладение. Биологическая география. СПб., 1891. Ч. 3. С. 591.
13. С.С. Цыганы в России. Иллюстрированная газета. СПб., 5.II.1870. №6. С.90
14. Ficowski Jerzy. The Gypsies in Poland. Warszawa. Р. 32.
15. Там же. Р. 33.
16. Марушиакова Е. Попов В. Циганите в България. София, 1993. С. 112.
17. Vossen Rudiger. Zigeuner. Frankfurt/Main: Ullstein, Р. 143
18. Баранников А.П. Цыганы СССР. М., 1931;
Баранников О.П. Украiньскi цигани. Киев, 1931.
19. Плохинский М. Цыгане старой Малороссии. Этнографическое обозрение. М., 1890. Кн. VII, № 4. С. 29-30
20. Там же. С. 30
21. Horvathova Emilia. Cigani na Slovensku. Bratislava, 1964. Р. 376, 377.
22. Когалничан М. Очерк истории, нравов и языка цыган. Северная пчела. Спб., 1838. № 77. С.303.
23. Марушиакова Е. Попов В. Циганите в България. София, 1993. С. 46.
24. Там же. С. 46, 116.
25. Vossen Rudiger. Zigeuner. Frankfurt/Main: Ullstein, Р. 145-6
26. Когалничан М. Очерк истории, нравов и языка цыган. Северная пчела. Спб., 1838. № 77. С.303.
27. Марушиакова Е. Попов В. Циганите в България. София, 1993. С. 46, 150.
28. Vossen Rudiger. Zigeuner. Frankfurt/Main: Ullstein, Р. 149.
29. Марушиакова Е. Попов В. Циганите в България. София, 1993. С. 147.
30. Домбровский Фр. Крымские цыгане. С.-Петербургские ведомости. СПб., 1855, № 70.
31. Штибер Н.Г. Русские цыгане. Ежемесечныя литературные приложения к «Ниве». СПб., 1895. № 11. С. 531.
32. Торопов В.Г. Крымский диалект цыганского языка. Иваново, 1994. С. 8
33. Марушиакова Е. Попов В. Циганите в България. София, 1993. С. 168, 169.
34. Среди цыган. Красный Крым. 7.X.1928.
35. Патканов К.П. Цыгане. СПб., 1887. С. 111, 112.
36. Штибер Н.Г. Русские цыгане. Ежемесечныя литературные приложения к «Ниве». СПб., 1895. № 11. С. 548, 549.
37. Папазьян В.М. Армянские боша: цыганский этнографический очерк. Этнографическое обозрение. М., 1901, кн. 49, № 2, С. 111;
Штибер Н.Г. Русские цыгане. Ежемесечныя литературные приложения к «Ниве». СПб., 1895. № 11. С. 549.
38. Папазьян В.М. Армянские боша: цыганский этнографический очерк. Этнографическое обозрение. М., 1901, кн. 49, № 2, С. 111-123.
39. Бытовой шовинизм в СССР. Вестник агенства Postfactum. #1 4-11.VII.1990. С. 1-7.
40. Баяркатарович М. Цыгане в современной Югославии. Советская этнография. М., 1970. № 3. С. 149