На парижских улицах
Французский живописец Вильям Бугро – фигура, вызывающая крайние оценки. Он был лидером академического направления, и его полотна вызывали своей изысканной “красивостью” возмущение новаторов. В картинах на античные и библейские сюжеты революционеры от живописи видели оторванность от жизни, а также потакание обывательским вкусам. Думаю, был здесь и элемент банальной зависти к успеху. Бугро умел нравиться публике. Его стремление к идеальной красоте находило у зрителей самый горячий отклик. Его полотнами любовались. И богатые люди выстраивались в очередь, чтобы приобрести очередную работу маэстро.
С тех пор прошёл век. Отбушевали дискуссии. А посетители галерей по-прежнему любят Бугро, хотя не каждый в этом признаётся. Уж слишком сильно вбито искусствоведами в голову: “Дурной вкус!”.
Излюбленным жанром Бугро была пастораль. Шло это ещё от XVIII века, когда высший свет умилялся на пастухов и пастушек и охотно украшал свои дворцы картинами с чистенькими «пейзанами». Пресыщенная аристократия находила нечто очень приятное в этом выдуманном мире сельской идиллии. Именно эту традицию всю жизнь развивал герой нашей рубрики. Похоже, ему и самому нравилось рисовать крестьянских девушек в простеньких юбках и лифах со шнуровкой, которые занимались рукоделием или набирали воду в кувшин из источника. Иногда его персонажи сладко спали на лоне природы. Порой лезли за яблоками в чужой сад. Даже подаяния просили. Но в любом случае фигуры были хорошо отрисованы и гладко прописаны. Блондинка или брюнетка, француженка или итальянка – все отличались правильной классической красотой и благовоспитанностью. И сколько бы ни злобились искусствоведы, видящие идеал в «Чёрном квадрате» Малевича, альбомы репродукций Бугро продолжают пользоваться спросом, поскольку у этого французского автора два неоспоримых достоинства: он был добрым человеком и умел рисовать.
Цыганские дети стали героинями творчества Бугро как минимум дважды. И оба раза он изображал девочек из этнической группы «синти». Как это ни покажется странным, но эти полотна выпадают из серии за счёт своей правдивости. Художник не соблазнился яркостью нарядов, хотя и видел прикочевавшие во Францию кэлдэрарские таборы. Юбки его цыганок блёклые и потрёпанные. На одной картине смуглая девушка несёт на руках сестрёнку. На другой изображена девочка, сидящая со скрипкой на коленях. Полотно отличается лиризмом и мастерской композицией. Здесь нет ничего лишнего. На заднем плане – силуэт собора Нотр Дам, как символ Парижа и одновременно одна из вершин европейского искусства. Темноволосая цыганочка не выглядит на этом фоне лишней. Синти славились своим музыкальным талантом; среди них были замечательные скрипачи, гитаристы, арфисты. Смычковый инструмент у девочки – знак родства с европейской культурой… Она присела отдохнуть на каменном парапете, но благодаря таланту Бугро кажется, что мелодия ещё звучит. На мой взгляд, «Цыганка» – одна из самых удачных картин этого мастера.