Цыган на Голгофе. Картина самодеятельного цыганского художника из Латвии Карла Рудевича. Х.,м. 1990 год.

МИФ О ЦЫГАНЕ, ХРИСТЕ И ГВОЗДЯХ. Статья Н.Бессонова.


Легенда о гвоздях для распятия Христа относится к числу распространённых. Её записывали у цыган разных стран. Не приходится сомневаться, что в народной среде она действительно существует. Однако, меня не покидают сомнения по поводу происхождения этой легенды. Очень похоже на то, что она привнесена в цыганский фольклор извне.

Сразу оговорюсь - у меня нет никаких доводов кроме логики. Да и возможно ли доказать версию, что триста-четыреста лет назад эту историю выдумал какой-нибудь еврей или венгр? По моим представлениям именно так и было. Вначале сказка о гвозде циркулировала среди коренных народов, а потом её переняли сами цыгане. Переняли, так и не поняв, что легенда специально сочинена, чтобы очернить "кочевое племя". Уж больно неприглядно выглядит национальный характер в любой версии этого мифа.

Если кто-то не знает, о чём идёт речь, опишу вкратце сюжетную канву. Итак: для распятия Христа понадобились гвозди, и именно в этот момент рядом оказался цыган. Далее повествование идёт по двум противоположным направлениям. Часть рассказчиков утверждает, что цыган спрятал один гвоздь, и в награду за это Бог разрешил цыганам воровать. Другие - напротив - говорят, будто цыган взялся ковать гвоздь ради денег - и за это был проклят вместе со всем своим потомством.

Возможно, я и не прав, но мне представляется, что любой народ старается выставить в эпосе своих далёких предков с лучшей стороны. Русские былины об Илье Муромце и прочих богатырях поэтизируют позитивные человеческие качества. Киргизский эпос о Манасе создан в том же русле. Если сделать обзор по фольклорным системам всего мира, то мы увидим отважных, благородных и добрых предков.

И только у цыган всё наоборот.

По одному варианту легенды они - народ прирождённых преступников.

По другому - навеки проклятые христопродавцы.

Меня лично это настораживает. Кто же будет сам сочинять байки, по которым он предстанет в глазах окружающих либо ворюгой, либо негодяем, добровольно принимавшим участие в распятии Христа? Представьте себе средневековую Европу. Христос здесь - самая почитаемая личность в мировой истории. Сошедший на землю Бог в образе человеческом! При этом в Европе представители только одного племени рассматривается церковью и паствой как виновники казни Христа. Это евреи… Обвинения против них базируются на библейских текстах - да и сами они не признают в человеке, погибшем на Голгофе, сына божьего. Отсюда - постоянное отчуждение, подозрительность, гонения, погромы. Незавидная участь!

Вот еврею вполне могла прийти в голову идея разделить с каким-то другим народом историческую "ответственность". (Я надеюсь, читатели понимают, что автор данной статьи в принципе не признаёт понятие "коллективной вины").

Итак - кто-то сочиняет "чёрную легенду" о цыгане-христопродавце. Её охотно подхватывают коренные жители Европы. А потом и сами цыгане по недомыслию перенимают бред, который им же сильно вредит… Такое бывает. Посмотрите ещё раз список мифов, собранных в этом разделе сайта. Вы увидите, что многие навязанные извне идеи оказали влияние на самоощущение цыган. Последние всерьёз пересказывают некоторые "гадженские" басни, хотя их собственный исторический опыт говорит о противоположном.

Если события развивались именно так, как я пишу, то всё становится на свои места. Попробуйте непредвзято взглянуть на ту версию мифа о гвозде, который был записан у цыган Македонии (этот текст был опубликован в книге Е.Друца "Цыгане". М., 1990. С. 8, 9).

"Когда Иисус попал к римским тюремщикам и его приговорили к распятию, двум солдатам был отдан приказ достать четыре больших гвоздя. Им выдали восемьдесят крейцеров, чтобы они купили эти гвозди у кузнеца. Получив деньги, солдаты зашли в одну из таверн и истратили половину на выпивку. Лишь к середине дня вспомнили они о поручении. Вскочили из-за стола и, пошатываясь, вышли из таверны. Зайдя в первую попавшуюся кузницу, солдаты сказали: "Нам нужно четыре огромных гвоздя, чтобы распять Иисуса, который плохо отзывался о нашем императоре". Старый кузнец помнил худую фигуру и карие глаза Иисуса. Он вышел из кузницы и сказал: "Я не стану ковать гвозди". Тогда солдаты повернули острия копий и приставили их к груди старика. Но и на этот раз кузнец повторил: "Я не буду делать гвозди для распятия". И солдаты проткнули старика своими копьями и выжгли ему глаза. Неподалеку они нашли другого кузнеца. Они показали ему сорок крейцеров и велели выковать четыре больших гвоздя. "За эту цену я смогу выковать только четыре маленьких гвоздя",- возразил кузнец. Но солдаты прикрикнули на него, и кузнец в страхе принялся за работу. Один солдат нагнулся и сказал: "Делай гвозди крепкими и большими, потому что ими мы распнем Иисуса". Едва кузнец услышал эти слова, его рука с занесённым молотом застыла над наковальней. В эту же минуту он услышал тихий голос убитого кузнеца: "Не делай гвозди, этот человек невиновен". И тогда кузнец бросил свой молот. Солдаты в ярости накинулись на него и проткнули своими копьями. И в третьей кузнице произошло то же самое. Если бы солдаты не истратили сорок крейцеров на выпивку, они смогли бы вернуться в свой лагерь и поведать о том, что произошло с ними, спася тем самым жизнь Иисуса. Но этих денег у них не было. Тогда они вышли на самую окраину Иерусалима, где встретили цыгана, который, разбив шатёр, начал прилаживать наковальню. Солдаты выложили сорок крейцеров и приказали цыгану выковать четыре больших гвоздя. Цыган положил деньги в карман и принялся за работу. Он выковал один гвоздь, второй, третий, и солдаты положили их себе в сумку. Едва цыган принялся ковать четвертый гвоздь, как один солдат сказал: "Спасибо тебе, теперь мы сможем распять Иисуса". Только он произнес эти слова, послышались слабые голоса трёх убитых кузнецов: "Не делай гвоздей, этот человек невиновен". Но цыган уже взял деньги, а потому продолжал работать. Когда был готов четвертый гвоздь, цыган стал лить воду на раскалённое железо. Но вода испарялась, а железо оставалось таким же раскалённым, кузнец лил и лил воду, но гвоздь не охлаждался. В ужасе собрал цыган свои пожитки, погрузил их на осла и бежал прочь. В полночь он остановился в пустыне возле колодца и снова поставил свой шатёр. Но тотчас возле его ног возник светящийся раскалённый гвоздь. Всю ночь цыган черпал воду из колодца, пытаясь остудить железо. Когда колодец обмелел до дна, цыган бросил гвоздь в мокрый песок, но гвоздь не переставал светиться. Испугался цыган и побежал дальше в пустыню. С той поры не стало ему покоя. Как остановится где, преследует его раскалённый гвоздь. Вот и блуждают цыгане с места на место. Так покарал их господь."

Поправьте меня, если я не прав - но надо иметь очень своеобразные мозги, чтобы - будучи христианином - самостоятельно взваливать на себя самое тяжкое в Европе обвинение. Если кто и потирал руки, слушая, как цыгане простодушно пересказывают миф о гвоздях - то это европейские евреи. Им-то как раз было очень выгодно, чтобы кто-то ещё (помимо библейского Иуды) продал Христа за банальные деньги. Самое интересное, что в фундаменте вредного мифа нет, и не может быть исторической основы.

Евреи в Палестине жили. И казнь Христа действительно состоялась при активном участии их тогдашней религиозно-политической элиты.

А вот цыган в Палестине не было. Ни одного! Ни кузнеца, ни барышника, ни танцора. Согласно неопровержимым историческим данным в начале нашей эры предки цыган всё ещё находились в Индии. И вышли оттуда только через пять-шесть столетий после распятия на Голгофе. Между прочим, понадобилась ещё пара веков, прежде чем первые цыгане добрались-таки до Палестины. Иными словами, у кочевого народа имеется "чистое алиби" по поводу ненавистных всем христианам гвоздей.

Я понимаю, что в старые времена люди были тёмными, и им легко можно было заморочить голову. Но мне кажется, что молодое образованное поколение цыган сопоставит, наконец, факты и перестанет бездумно повторять очерняющий миф.

Конечно, у нас в России преобладает другая версия сказки. И кто-то может воспринимать её как часть духовного наследия предков. Но ведь хрен редьки не слаще. Согласно "нашему" варианту сам Христос завещал цыганам безнаказанно воровать, поскольку их предок спрятал один из гвоздей.

Вы не представляете себе, как радуются милиционеры и журналисты, стоит им услышать криминальную сказку. Уж они-то делают всё, чтобы тиражировать её в газетах, журналах и телепередачах. В результате в цыганской среде мне на данный момент довелось соприкоснуться с "гвоздями" только трижды - зато в литературе я видел десятки упоминаний. И немудрено! Обывателям нравится представлять цыган врождёнными преступниками. А уж если кто-то из числа этого народа сам подыгрывает погромным настроениям - тем лучше! Значит, цыгане самолично признают, что добра от них не жди. Значит, можно травить в школах цыганских детей и поджигать цыганские дома. Чего стесняться, если это не народ, а неисправимое криминальное сообщество?

Не хочу ничего никому навязывать. Лично я знаком с сотнями честных, работящих и дружелюбных ко всем окружающим цыган. Для меня байка о гвоздях вообще ничего не значит. Но ниже я приведу типичные тексты из наших СМИ. Уважаемые молодые цыгане. Вслушайтесь, с какой интонацией пересказана здесь сказка и подумайте, к каким выводам журналисты подталкивают с её помощью русских читателей. Решайте, стоит ли тащить миф о цыгане-кузнеце в XXI век (и далее).

Груздева Валентина, Чуприн Владимир. "Табор уходит в небыль". МК, 7 февраля 2000 года.

"Когда Иисуса Христа распинали на кресте, рассказывают кочевники легенду, на Голгофе находился один цыган. Он своровал гвоздь - и ноги Спасителя прибили одним гвоздем. Якобы Христос потом сказал: "Ну, люди, воруйте..."

На эту легенду ссылаются цыгане, оправдывая поведение своих земляков."

В Молдавии журнал "Geo" недавно брал интервью у самозванного цыганского короля. "Всемогущий монарх" Артур Черарь не нашёл ничего лучшего как ещё раз повторить журналисту изрядно поднадоевшую сказочку. Обратите внимание на строки, помещённые в скобках. В них журнал вопреки научным фактам пытается убедить читателей, будто у легенды есть историческая основа - цыгане, дескать, и правда жили в Палестине практически во времена Христа. Ну а мораль как всегда очень "полезная" для рассказа чужакам. Цыгане - прирождённые обманщики, и этим гордятся… Впрочем, что взять с человека, который объявил себя "цыганским королём всея Молдовы". Спросите любого русского цыгана, что он думает о "баронах", "королях" и "императорах". В лучшем случае - презрительно пожмёт плечами.

"На прощание, уже стоя у ворот, Артур рассказал нам легенду о цыгане, который жил во времена Христа. Чтобы распять Сына Божия, римлянам понадобились гвозди. Отправили солдата к цыгану-кузнецу. (Кстати, в Египте и Палестине цыгане живут с древних времен.) Но, узнав, кого собираются казнить, гвоздь, который должен был пронзить сердце Господа, цыган сделал мягкий, из олова. Пробует римский солдат вбить гвоздь - ничего не получается. И молвил Иисус с креста: "Ну вот, цыган, теперь ты всю жизнь обманывать будешь!".


11 марта 2002 г. канал ТВЦ, выпустил репортаж, в котором был следующий комментарий:

"Столичная милиция пытается бороться с захлестнувшим столицу цыганским криминалом.

Ни один народ не может похвастаться такой скандальной репутацией как цыгане. Причём для обоснования своих криминальных наклонностей у них существует целая легенда. Якобы когда Христа распинали на Голгофе, оказавшийся неподалёку цыган стащил один из гвоздей и растроганный Спаситель отменил для его потомков заповедь "не укради". Что с тех пор используется многими цыганами без различия пола и возраста".


Серафимова В. Коварная тайна золотого зуба. Мегаполис-экспресс, 6 марта 1996 г. С.14

В.Серафимова из газеты "Мегаполис-экспресс" написала потрясающую по наглости статью, в которой практически все цыганские обычаи вывернуты наизнанку. Она даже описала цыганскую школу, в которой детей учат исключительно карманным кражам. Причём с такими подробностями, будто сама присутствовала на занятиях. Учитель, которого она называет "тренером" ставит - якобы - классу задания, моделируя ситуации воровства. Разумеется, не может журналистка обойтись и без известной нам сказки:

"По поводу "законности" будущей профессии своих учеников "тренер" замечает:

-Когда Господа нашего Иисуса Христа вели на Голгофу, мимо проходил цыган. Он украл у распинавших гвоздь. Христос тому цыгану сказал: "Благословляю тебя!". С тех пор цыгане знают, что им сам Бог велел красть.

Легенда доказывает, что цыганский бог велел не только красть, но и морочить нам голову. Ведь только цыганская, элита, осевшая в городах, приняла христианство. Кочевые же кланы, занимающиеся добычей средств к существованию в сельской местности, исповедуют язычество."


Егоров Александр. Секреты цыганской мафии. Мир криминала, №2 февраль 2001г. С.14

Газета "Мир криминала" поместила статью открыто расистского плана. "Цыгане-мужчины не знают жалости,- пишет журналист,- и в случае необходимости без колебаний идут на убийство". (Это о народе, который всю свою историю избегал убийств с брезгливым отвращением). Автор даже пустился в "этнографию", описывая, какая цыганская "нация" на чём специализируется. К примеру, плащунам приписаны "заказные убийства, убийства священников, грабежи и разбои". Не буду пересказывать этот опус - полагаю, сказанного достаточно. Замечу только, что редакция дала материалу подзаголовок: "САМ ИИСУС ХРИСТОС БЛАГОСЛОВИЛ РОМАЛ НА ВОРОВСКОЙ ПРОМЫСЕЛ?"

"Сами цыгане считают занятие криминалом делом для себя достойным и даже богоугодным. Существует цыганская легенда, согласно которой, когда Иисуса Христа распинали на Голгофе, неподалеку от него случайно оказался цыган. Он стащил гвоздь, и поэтому исполнителям приговора Синедриона ноги Спасителя пришлось прибивать одним гвоздем. За это якобы распятый Господь сказал воришке: "Ну, люди, воруйте..." Богобоязненные чавалы не могут ослушаться этого Господнего завета и до сих пор тащат все, что попадается"

Те отрывки, с которыми мы только что ознакомились, являются типичными. Именно в этом ключе резвятся работники прессы, раздувая антицыганские настроения. Мало кто из них слышал сказку о гвоздях в национальной среде - чаще всего весь текстовой блок журналисты и авторы телепередач заимствуют друг у друга.

Но им же за это деньги платят!

А заплатил ли кто-нибудь хоть копейку цыгану за то, что он по простоте душевной сам возводит тяжкие обвинения на свой народ?

"Гонорар" здесь другой. Новый виток травли.

Made on
Tilda