Статья Николая Бессонова
Кризис цыганской эстрады

Предисловие



Эта статья посвящена теме, которая находится под негласным запретом. Российские авторы проблемами цыганской эстрады не интересуются. А малотиражная цыганская пресса полагает, что кризиса вообще нет. Во всяком случае, все известные мне статьи проникнуты самодовольством. Если почитать их подряд, создаётся впечатление, будто сейчас искусство переживает невиданный расцвет. Вокал и танец хвалят здесь самыми цветистыми фразами. Что, в общем то, не удивительно. Ведь авторами являются либо сами музыканты, либо их приятели.

Между тем, откровенный разговор об упадке цыганского искусства назрел давно. Ну а поскольку сейчас я выступаю в жанре полемических заметок, то и воспринимайте их по законам жанра. Я выражаю исключительно собственное мнение. Могу и ошибаться. Если вы дадите себе труд дочитать до конца, то сами решите, в чём автор прав, и в чём ему можно возразить. Но в любом случае прошу поверить - эти строки продиктованы болью за сложившуюся ситуацию.


Действительно ли всё так плохо?


Сразу же возникает вопрос. Не рано ли Николай Бессонов взялся бить в набат? Может быть, эстрада не в упадке, а на подъёме?

Я не стану навязывать вам свои вкусы. Давайте отвлечёмся от того, годится ли автор в эксперты, не будучи ни цыганом по крови, ни музыкантом по профессии. Вместо этого рассмотрим исключительно факты.

Наверное, будет правильно, если мы сравним современное положение дел с временами позднего социализма. У всех на памяти, что при Хрущёве и Брежневе в СССР работали сотни цыганских ансамблей. Практически каждая музыкальная семья заключала тогда договор с филармонией. Цыган принимали туда с распростёртыми объятьями, ибо именно они "делали" финансовый план. Гастрольная деятельность до перестройки была тотальной. Ансамбли ездили по всей стране, добираясь в буквальном смысле слова до колхозных полевых станов. Профессионалы национальной эстрады вспоминают этот период как "чёс". И дело не только в том, что принимали цыган восторженно. Не менее важными были высокие сборы. За счёт таборных песен и плясок руководство филармоний подкармливало симфонические оркестры, артистов разговорного жанра и так далее.

Что же мы видим теперь?

Подавляющее большинство ансамблей распалось. Концертов мало. Гастрольная деятельность практически свёрнута. У меня много друзей и знакомых в артистической среде. Все они в один голос говорят, что их доходы в последнее время резко упали. Разве это не признаки жесточайшего кризиса?

Перейдём ко второму пункту. Здесь тревожные симптомы также неоспоримы.

Театр "Ромэн" в советские годы имел очень высокую посещаемость. Поскольку в спектаклях звучало много народных песен, достать билеты зачастую было очень трудно. Сейчас репертуарная политика изменилась. Каков итог? Опять-таки никто не сможет отрицать, что спектакли нередко идут при полупустом зале. Это нельзя считать случайностью по двум причинам. Во-первых, билеты в "Ромэн" очень дёшевы. Во-вторых, даже при этих "демпинговых ценах" зрители вот уже десять лет "голосуют ногами". Налицо беспрецедентная потеря популярности (которая причудливо сочетается с дежурными похвалами в прессе).

Теперь о третьем признаке упадка.

При позднем социализме и в начале "перестройки" цыган постоянно приглашали на телевидение. Они участвовали в сборных концертах по поводу государственных праздников. Но были и отдельные программы, посвящённые цыганской музыке. Мне легко об этом судить, поскольку именно в начале 1990-х я составил путём записи с телевизора значительный видеоархив. В ту пору не проходило и недели без одной или двух передач об искусстве "кочевого племени".

Ну а что происходит сейчас, вы и сами знаете. Цыган на телеэкранах если и увидишь - то в криминальной хронике. На "правительственные" концерты их звать перестали. Тематические передачи об ансамблях или отдельных исполнителях исчезли. Сейчас цыганские лица лишь мелькают на подтанцовках у Киркорова и прочих эстрадных певцов. Причём зачастую выступает какая-то безголосая бездарность, а сзади "трясёт юбочкой" цыганка с прекрасными вокальными данными.

Итак, мы перечислили неоспоримые факты. Можно обижаться на автора этой статьи или печатать в национальной прессе восхваления соплеменникам. От этого ничего не изменится. Налицо кризис. За какие-то 15 лет цыганские артисты ухитрились утратить популярность у русской публики. А ведь "музыкальная репутация" зарабатывалась два столетия, и достигла своего пика к 1980-м годам! Надо было очень постараться, чтобы скатиться с высокой горы на самое дно пропасти. Тем не менее, случилось именно то, что при Брежневе показалось бы дурацкой шуткой. Зрители отвернулись от цыган.


В чём опасность нынешней ситуации?


Если бы артисты рисковали только своими доходами, я не стал бы писать эти дискуссионные заметки. Но проблема шире. По сути, речь идёт об имидже цыганского народа в глазах россиян.

Исторически сложилось так, что мнение о цыганах зависело от невидимых весов. Таборный мелкий криминал был на одной его чаше. Однако, пресловутая краденая курица уравновешивалась чудесными зажигательными песнями и плясками. Недаром родилась поговорка:

"Русский умирает два раза. Один за родину, и один - когда слушает цыган".

Триста лет национальное искусство выполняло роль противовеса. Цыганам прощалось очень многое за ту радость, которую они приносили коренному населению множеством способов. Оглянитесь хотя бы во времена перед указом 1956 года. По всей стране цыганские девушки плясали "за копеечки" на базарах и городских площадях. На таборные стоянки неизменно стекалась деревенская молодёжь в надежде послушать цыганское пение. Одновременно с этим повсюду гастролировали профессиональные ансамбли, имея оглушительный успех. Свою лепту добавляли грампластинки и кино. А уж когда появился фильм "Табор уходит в небо", симпатии к "кочевому племени" достигли апогея. Пожилые люди не дадут соврать. Вспомните, как легко решались в те годы бытовые проблемы. Снять жильё. Устроить в школу ребёнка. Договориться с местной властью. Всё это улаживалось гораздо дешевле, чем сейчас.

Короче говоря, артисты, пустившиеся в начале 1990-х годов в "творческие эксперименты", рисковали не только собой. Отказавшись от фольклора в пользу модных течений, они нарушили хрупкий психологический баланс. Ныне "весы" зашкалило. На "отрицательную чашу", телевидение навалило сотни передач в стиле криминальной хроники. А с "положительной чаши" цыгане сами сняли ту гирю, которая помогала им триста лет жить в дружелюбной атмосфере. Их вина перед своим народом очень велика. Хотя - добавим справедливости ради - почти все не сознают, что тоже поспособствовали той ситуации, когда рядовой цыганской семье приходится переплачивать на каждом шагу.


Что будет дальше?


Если всё будет развиваться в том же направлении, то впереди никакого просвета. Цыганское искусство окончательно утратит те позиции, которые имело три столетия подряд. Не случайно уже сейчас некоторые мои знакомые из мира эстрады сознательно не учат детей своей профессии. Они резонно говорят: "Теперь это не кормит". Именно сейчас прерываются многие славные династии, поскольку профессиональные перспективы утрачены. Недаром в детские цыганские ансамбли родители всё чаще отдают своё чадо с единственной целью - пусть научится хоть чему-то, чтобы станцевать на свадьбе…

Приехали!

Некоторым утешением для национального самолюбия стало то, что порой молодые цыгане мелькают на телеэкране в составе "гадженских" музыкальных групп. Увидев знакомое лицо, в цыганских семьях восклицают:

- Смотри, смотри! Вот этот справа! Романо чаво!

Между тем, такого рода успех важен только для самого молодого певца. Славы своему народу он не приносит. Ведь подавляющее большинство зрителей даже не догадывается, что на экране цыган. Видят, что "чёрненький". И всё.

Конечно, от того, что россияне лишились цыганского фольклора, мир не рухнет. Наша страна и не такие потери переживала. Главными проигравшими стали сами цыгане. По сути, они скатились на те позиции, которые занимают буряты, удмурты, остяки и так далее. То есть - все знают, что у "малых народов" есть самобытное искусство. Но фольклорные ансамбли мелькают на экране эпизодически, всего лишь напоминая русским: "А кстати, есть ещё и такая национальность". Конечно же, при этом какой-нибудь отдельный чукча даже может получить всероссийскую известность с репертуаром, написанным русскими. Но ведь, насколько я понимаю, цыгане привыкли к другому. Их "утешительный приз" не устроит.

Вспомним ещё раз. Несколько столетий цыгане занимали в русской культуре почётное место. Их любили все. Царская семья. Советские генсеки. Классики нашей литературы. Аристократия. Купцы. Военные. Рабочие и крестьяне. Своим великолепным искусством цыгане заняли в сердцах место, которое намного превышает их "процент" в народонаселении.

К такому положению все привыкли как к чему-то естественному.

И вдруг выяснилось, что "глобальная роль" утрачена. Участь нынешнего поколения - уподобиться якутам или дагестанцам. Народам древним и самобытным. Но традиционно не имеющим веса на общероссийском рынке искусства.


Кто виноват?


На классический русский вопрос существует только один честный ответ. Виноваты сами цыгане. Это как раз тот самый случай, когда разделить ответственность с "гаджами" не получается. К началу "перестройки" жажда услышать цыган была огромной. На телевидении справедливо считали, что при коммунистах этот народ показывали меньше, чем он того заслуживает. Поэтому цыганских исполнителей звали на концерты наперебой. И звали бы до сих пор…

Но увы. Именно в начале 1990-х цыгане решили, что могут диктовать русским репертуар. Их приглашали показать таборную песню и пляску. А они вместо этого впаривали публике лошадиные дозы романсов… Не стану спорить. Романс интересный жанр. Но когда зовут на экран прекрасную вокалистку, и она включает в свою программу пять романсов из шести номеров - это перебор! А ведь описанный случай - ещё не самое худшее. Именно в девяностые годы цыгане отчего-то сочли, что их будут любить ещё сильнее за джаз, рэп, соул и рок. Им казалось, что это круто - появиться на сцене в длинном кожаном плаще или с негритянками на подтанцовке. Ошибочность этого решения выяснилась достаточно быстро. Стоит только вспомнить ряд фестивалей цыганского искусства.

Первый показали целиком.

Второй в усечённом виде.

А потом решили, что подобные мероприятия будут иметь нулевой рейтинг. Ведь раз от раза процент фольклора неуклонно снижался, а "современных" номеров становилось всё больше. Если учесть, что "гадже" работают в новейших стилях гораздо лучше, телевидение совершенно правильно перестало тратить эфирное время на цыганских артистов.

Непонятно, на что те вообще рассчитывали? Или они всерьёз считали, что смогут станцевать негритянские движения лучше негров? Напрасный труд. Никому в мире не удаётся хотя бы скопировать негритянскую пластику. Почему цыгане должны были оказаться удачливее?

По сути, они совершили крайне опрометчивый шаг. Вместо того, чтобы и дальше работать в том стиле, где они не имели конкурентов - цыганские исполнители кинулись играть на чужом поле. В таборной песне и пляске им не было равных. Так зачем было лезть туда, где и так тесно от соискателей?

Обречённая затея кончилась вполне предсказуемо. Растолкать локтями русских (и ещё сто народов) не получилось.

То, что произошло дальше, скорее напоминает анекдот. "Брошенный" таборный репертуар подобрали "гадже". Цыганские песни запели Киркоров, Жириновский и стилист Зверев, а также ансамбли Кадышевой и Бабкиной. Конечно, получилось у них плохо. Но они хотя бы не стеснялись одеваться по-цыгански. И благодаря этому (вспомните реакцию зала) неизменно имели успех!

Если вы думаете, что я не обсуждал эти темы с цыганскими артистами, то вы заблуждаетесь. Я несколько лет подряд задавал им вопрос: "Почему вы сами отдали "гаджам" свой верный кусок хлеба?"

Скажу сразу - разговоры получались бестолковые. Мои друзья начинали мне объяснять, что времена кибиток ушли. Новый репертуар-де изменит имидж народа. И из бесед становилось предельно ясно, что это поколение стесняется своих "диких" кочевых предков. Тут очень характерен диалог, который произошёл у меня с одной артисткой из Петербурга.

- Меня пригласили на телевидение.- начала она.- Я, само собой, надела вечернее платье. Прихожу в студию. Представляешь себе? Режиссёр передачи мне говорит: "Почему вы одеты не по-цыгански? Я надеялся, что вы придёте в монистах, в пёстрой юбке…" Но я его сразу на место поставила. "Почему,- спрашиваю,- вам нравится видеть нас в стиле "базар-вокзал"? Между прочим, в старину питерские цыганки были аристократками! Так что я сразу предупреждаю. Петь буду романс." Видишь, Николай, как я его здорово отбрила?

Я представил себе этот типичный для нашего времени диалог в лицах и задал только один вопрос:

- С тех пор вы на телевидении выступали?

- Да нет. Больше не зовут…

Мне кажется, эти заметки подошли к тому моменту, когда пора говорить конкретнее. Если я утверждаю, что цыгане на сцене изменились к худшему, то пора перечислить приметы упадка.

Начнём, пожалуй, с костюма. Надо ли говорить, что облик артиста - это, по меньшей мере, треть успеха?

Русские всегда любили цыган за романтичность нарядов. Если кочевой табор и вызывал симпатии, то прежде всего яркостью красок, а также непривычным сочетанием богатства и бедности. За столетия наши люди привыкли, что цыганки ходят босыми, но при этом носят тяжёлые серьги, браслеты, кольца и мониста. Такими их и хотели видеть на сцене... Юбки должны быть цветастыми, рукава широкими. И как непременное добавление - большая пёстрая шаль.

Сложились определённые ожидания и по поводу мужского облика. Цыган должен быть в сапогах и жилетке. Рубаха - таборного фасона. У всех на памяти, что во времена позднего социализма сценические костюмы полностью соответствовали этому описанию. Именно поэтому национальные ансамбли встречали радостными аплодисментами ещё до того, как они начинали петь.

Теперь посмотрим, что изменилось.

Мужчины начали выступать в европейских костюмах, блестящих начищенных ботинках и в галстуках. Женщины стали танцевать в туфлях "на шпильках" максимальной высоты. Разумеется, это лишило артисток возможности правильно исполнять многие классические движения, но такой побочный результат никого не волнует. Даже если сохранялись фасоны концертных платьев, они шьются уже из гладких тканей. Пёстрая материя с узором из цветов стала считаться признаком "дикости". В моду вошли нежные оттенки розового и голубого. Демонстративное презрение к русским вкусам дошло до того, что и эстрадные певицы, и артистки "Ромэна" стали красить волосы "перьями" или в светлый цвет. Попытки некоторых режиссёров или руководителей ансамблей напомнить специфику жанра воспринимаются в наши дни как самодурство. В театре стало хорошим тоном игнорировать специально сшитые для спектакля костюмы. Играя таборных цыган, молодые артисты выходят на сцену в брюках "со стрелкой" и модных остроносых ботинках; их волосы гладко зализаны гелем. Девушки остаются в блузках современного фасона и чёрных чулках, считая достаточной уступкой режиссёру облачение в цыганскую юбку. Сценическую дисциплину соблюдают лишь цыгане, вкусы которых сформировались в ансамблях "старой школы" (и артисты других национальностей).

Цыганские концерты превратились ныне в парад богато одетых людей.

При этом певцы и певицы сами не замечают, как смешно они смотрятся со стороны. Фольклорный репертуар никак не вяжется с вычурными "шикарными" пиджаками мужчин. Разумеется, сам исполнитель может считать, что он неотразим в шляпе и костюме в полоску. Но у зрителя сразу возникает ассоциация с куплетистом Бубо Касторским из популярного фильма "Неуловимые мстители". Комический эффект обеспечен!

Иногда при взгляде на сцену возникает полное недоумение. В последнее время один певец выступает в длинном пиджаке с золотыми галунами. Возможно, в собственных глазах он похож на графа или маркиза. Но наша публика живых придворных не видела, зато привыкла к образу швейцара у дверей ресторана. Наверное, именитый цыган удивится, если ему скажут, что он в этом костюме похож на лакея. Увы, это именно так.

Имидж современных артисток включает в себя все элементы из модных глянцевых журналов. Цыганки используют длинные накладные ногти, ярко-красный, серебряный или чёрный маникюр. Зато практически полностью отказались от монист и тому подобных "таборных" украшений. Справедливое негодование вызывает в традиционной среде новшество последних лет - когда некоторые артистки стали танцевать без подъюбников, а также пошили лифы с предельно откровенными декольте. Эта концертная одежда имеет глубокий вырез на спине и лишена лямок на плечах. Стремление предельно обнажиться превратилось в самоцель, В фильме "Чёрный жемчуг" запечатлена эстрадная юбка современной цыганки, которая сзади достаёт пола, а спереди имеет длину выше колен. Точно такой же неприличный фасон я видел у вокалистки на цыганском фестивале 2004 года.

Наблюдается и другая тенденция. Некоторые артистки не укоротили, а наоборот удлинили юбки до самого пола. Это тоже искалечило впечатление от танца. Как известно, женская таборная пляска основана на множестве сложных движений ногами. При Брежневе концертные юбки были по лодыжку - и зал прекрасно мог оценить мастерство танцовщицы. Сейчас зрителям остаётся только догадываться, какие движения скрыты под непомерно длинной юбкой. Что-то несомненно происходит, но знает об этом только сама плясунья.

Посетители сайта уже привыкли к обилию фотографий, иллюстрирующих статьи. Мне не составило бы труда снабдить этот текст десятками подтверждающих снимков. Но я сознательно отказался от иллюстраций, потому что не хочу обижать никого конкретно. Ведь речь идёт о всеобщем поветрии. Так какой смысл указывать пальцем на кого-то по отдельности? Поройтесь в памяти, и вы увидите, что автор не фантазирует, а описывает конкретную картину.

Подстать костюмам и репертуар. Негласный лозунг современной цыганской эстрады: "Главное, чтобы мы нравились сами себе". Ожидания русской публики - предмет насмешек. Даже если в программе звучат таборные песни, то чаще всего в современной обработке. Прекрасные произведения (имеющие выверенное классическое звучание) порой трудно узнать. Зато с каким удовольствием цыгане поют низкопробную попсу! И с каким апломбом произносят фразу "цыганский соул"! Наверное, они чувствуют себя творцами и новаторами…

Ну а мне вспоминается "ромский" фестиваль, проведённый Маером Янко в концертном зале "Россия". На первом отделении публика хоть и зевала, но ещё сидела, оживляясь на редких "таборных" номерах. Однако, второе отделение было отдано ловарьским певцам, которые почему-то считают соул единственно достойным жанром. Довольно быстро зал стал пустеть. Русские ушли уже после 3-4 номеров (несмотря на то, что билеты были баснословно дорогими). Я решил дождаться конца. Поскольку лица московской цыганской диаспоры мне хорошо знакомы, вскоре я понял, что в креслах остались сидеть лишь ловари. Родственники "талантливой молодёжи". Через час не выдержали и они! С некоторым злорадством я смотрел, как ловари встают и уходят сразу после выступления своего чада. Грешным делом, я не дождался конца программы. Это было выше моих сил. И когда после в газете напечатали рецензию, что цыгане "выродились", то мысленно пожал руку критику. Ибо нельзя относиться к публике с таким демонстративным презрением.

Кстати, позволю себе маленькое лирическое отступление. Хотите знать, какая фольклорная песня стала индикатором нынешнего кризиса?

Это "Кхэроро" (Домик).

Песня эта родилась в трудные тридцатые годы. Сложили её московские цыганки, которые жили в бараках на "шестой версте". У этой вещи бесшабашный весёлый мотив. А слова первоначально были такие:


Со за кхэроро,

Бистолбенгиро?

Проживаса яда зима

Биловенгиро!


Переведу для русских смысл куплета. "Что за домик без столбов? Проживём эту зиму без денег". Этот незамысловатый текст сочинили цыганки, которые работали в артелях и на заводах, а в свободное время гадали на рынке, чтобы накормить кучу детишек. Они жили в такой нищете, что сейчас и вообразить нельзя. Зато имели истинно народный взгляд на мир. Эти женщины умели переносить невзгоды, не падая духом. Отсюда - удалая по интонации фраза, что и без денег можно целую зиму протянуть.

Как же поют этот куплет современные цыганские артисты? И со сцены, и на CD-дисках теперь звучит другой вариант:


Со за кхэроро,

Бистолбенгиро?

Проживаса яда зима

Бигадженгиро!


У нынешних артистов язык не поворачивается спеть "биловенгиро". Они заменили его словом "бигадженгиро". То есть, проживём без "гаджен". Без русских. А точнее - без всех чужаков - ибо "гадже" это все не цыгане. Чувствуете разницу? Куплет сразу же приобрёл насмешливо-оскорбительный оттенок. Мол - вы там в зале сидите, улыбаетесь нам, слов не понимаете. А мы и без вас прекрасно проживём…

За чем же дело стало? Если цыгане - такой удачливый народ, пусть попробуют прожить без русских. Друг другу пойте за деньги. Друг с другом торгуйте. Пусть цыганки друг дружке гадают. А мы посмотрим, долго ли это будет длиться. Подозреваю, что недолго. Потому что всю свою историю цыгане зарабатывали только благодаря наличию "гаджен". Артисты считают очень остроумной шуткой петь в лицо чужакам "мы и без вас обойдёмся". Но на мой взгляд у тех же русских есть чему научиться. Например, пословице: "Не плюй в колодец - пригодится воды напиться".

Почему я так долго разбираю изменения в песне "Кхэроро"? Потому что это диагноз. Современные артисты невольно проболтались, как относятся к русской публике. Её вкусы, потребности и пристрастия отныне ничего не значат. Зал должен - как в советской столовой - есть что дают.

А в результате получается то самое "биловенгиро", от которого хотели уйти. Публика отвернулась - и правильно сделала. Рынок утерян. С экранов цыгане выдавлены, Будущее беспросветно. И вряд ли могут послужить компенсацией восторженные статьи в национальной прессе. Ведь читают их только сами цыгане.


Что делать?


Видимо, следует вернуться к тому репертуару и тому костюму, который существовал на пике успеха.

Можно, конечно, и дальше упорно идти в тупик. Тут важно сделать осознанный выбор. Если успех и деньги не имеют значения, то следует продолжать в том же духе. В конце-концов творческие искания доставляют удовольствие. Это тоже немало... Ну а если артистов заботит будущее детей и репутация своего народа, спасением станет только фольклор.

В принципе, модное самовыражение сейчас могут позволить себе лишь те, у кого есть альтернативные источники дохода. Собственно говоря, кризис искусства тогда и начался, когда отменили запреты на торговлю. Именно в ту пору появилась возможность поставить на рынок украинку, завозить ей с утра товар, а вечером забирать выручку. Да мало ли в начале 1990-х было способов получить "лёгкие деньги"? В этот момент и разорвалась материальная зависимость артистов от запросов публики. Почувствовав под ногами твёрдую почву, слишком многие кинулись в "творческие эксперименты" опрометчиво полагая, будто перестроечная "халява" может продолжаться долго.

Результат нам всем известен. Наступивший капитализм оставил на плаву лишь самых удачливых. Дефицита больше нет. И норма прибыли становится всё ниже и ниже. У кого из артистов есть сейчас надёжный побочный бизнес? У единиц. А существовать достойно хочется каждому.

Прежде чем продолжить, ещё раз напомню, что автор не считает себя умнее всех. Я просто делюсь с вами своими рассуждениями и наблюдениями. Я могу быть и неправ. В любом случае выбор пути за цыганскими артистами. Просто я вижу, что на данный момент наиболее горячий приём публика оказывает тем немногим, кто поёт и танцует "по старинке". На мой взгляд, из этого следует сделать выводы. Знаменитый психолог Карнеги постоянно повторял: "Сам я люблю шоколад. Но когда иду на рыбалку, то насаживаю на крючок не шоколадку, а червячка. Потому что рыбе безразлично, что люблю я. Для хорошего улова важно, что любит рыба".

Можно, конечно счесть эту притчу примитивной. Но разве хоть кто-то опроверг её эффективность во всех сферах жизни? Так почему бы не применить древнюю мудрость в обсуждаемом случае?

Если хотите, продолжайте иронизировать над тем, что русские желают видеть цыган "дикими", и что им нужен "базар-вокзал". Да - они действительно всегда обожали кочевую экзотику. Так дайте им этого "червячка"! Ну что поделать, если у "гаджен" такой примитивный вкус? Нравится им таборная песня и "огневая пляска"! А попсу и прочие жанры они предпочитают потреблять в исполнении тех, у кого это лучше получается… Последние годы показали, что это данность. Полтора десятилетия прошли в бесплодных попытках переделать русские вкусы. В итоге "гадже" какими были, такими и остались. Зато цыгане лишились прежних заработков.

Какие меры следует принять, чтобы вернуться в исходную точку?

1. Репертуар должен состоять из тех песен, которые надоели артистам, зато пользуются успехом у зала. Это "Кай ёнэ", "Ручеёк", "Малярка", "Сарэ патря", "Цоха", "Ту балвал" и десятки других знаменитых вещей. Причём исполнять их следует не в "модерновых" обработках, а в первозданном варианте. Увы, сейчас даже эти песни коверкаются до неузнаваемости. Певцы упиваются своей оригинальностью и вокальными данными... "Своим" нравится. А русская публика уходит разочарованная. Снова ей подсунули не то, что хотелось услышать. Ждали нечто в стиле фильма "Табор уходит в небо" - и вновь обманулись.

Сколько можно?

Репертуар, который нравится самим артистам, никто не предлагает искоренять. Он хорош для "внутреннего потребления", то есть для цыганских мероприятий или свадеб. Именно там можно при всеобщих симпатиях показать себя современными творцами.

Что касается романсов, то среди русских всегда были любители этого жанра. Романсы непременно должны быть в программе. Но без перебора. Практика брежневских времён показала, что наиболее оптимальное соотношение - один номер из шести.

2. Сценический костюм лучше всего максимально приблизить к таборному. Сделать это нетрудно. В артистических семьях ещё не забыли, какие фасоны шили накануне "перестройки". Конечно, для того, чтобы найти в наше время пёстрые ткани "в цветок" надо побегать. Но именно по этому стосковался русский зритель. Артисткам обязательно надо вернуть мониста, браслеты, крупные "золотые" серьги и тому подобный таборный антураж. Туфли же нужны только на чечёточных номерах. Всё остальное время цыганкам следовало бы выступать босиком - как это было в период "чёса". Мало кто в национальной среде понимает, насколько это принципиальный вопрос. По большому счёту, ансамбль, в котором плясуньи выступают обутыми, только формально можно назвать цыганским. Настоящий кочевой колорит появляется лишь тогда, когда артистки выходят на сцену босиком. Как в своё время Ляля Чёрная и десятки других звёзд цыганской эстрады. (Их-то как раз это не смущало).

И вообще я посоветовал бы цыганкам оглянуться на национальные ансамбли жарких стран. Там комплекса неполноценности нет. Босиком пляшут арабские, африканские и латиноамериканские танцовщицы. Ответьте честно. Видели ли вы, чтобы индийский коллектив исполнял храмовые или фольклорные танцы на каблуках? Конечно же, нет. Если существует исторически сложившийся имидж, его бережно поддерживают, а не глумятся над ним. Все кроме цыган понимают, что сценический образ это одно, а реальная жизнь - другое. Никто не мешает артистке после концерта носить вечерние платья или шпильки любой высоты. Никто не ждёт, что цыгане поедут домой на кибитке. Ради бога - пусть будет "вольво" или "мерседес"! Но поймите же, наконец, что цыганский фольклор несовместим с ярким маникюром и педикюром, со светлыми волосами и тому подобным. Всем приятно выглядеть модно. Но если хочется покрасить голову перьями, почему бы не купить чёрный парик? Между прочим, русские артистки (блондинки от природы) так всегда и поступали. И выглядели в итоге колоритнее, чем чистокровные цыганки.

Кстати, это и к мужчинам относится. Можно иметь виртуозную технику танца, но выходить на сцену с лысой головой - и тем самым напрочь перечеркнуть впечатление от номера. Даже руководители ансамблей не понимают, что это признак непрофессионализма. А ведь в прежние времена таких артистов выручал тот же парик - а чаще шляпа. Без всяких сомнений, шляпа цыганского фасона вносит приятное разнообразие в облик коллектива. Игнорировать это средство можно только при полном безразличии к залу. При упомянутой выше установке - проживём "бигадженгиро".

Если цыганские артисты всё же захотят однажды вернуть народную любовь, им придётся отказаться на сцене от фраков, пиджаков, галстуков, блестящих халатов и лаковых ботинок. Не такая уж это большая жертва. В конце концов, отцы и деды таланта имели не меньше - а славы своей добились в жилетках, шароварах и сапогах. Пора наконец понять, что для "гаджен" имеет первостепенное значение именно зрительный образ. Паспортные данные артистов мало кого интересуют. А у нас всё поставлено с ног на голову. Певец сам про себя знает, кто он по национальности - и ему этого достаточно. Но ведь публике надо, чтобы цыган на сцене был похож на цыгана! Практика показала, что если русский певец, создаёт себе колоритный таборный имидж, зал принимает его с восторгом. А чистокровному цыгану с галстуком-бабочкой и зализанными волосами зрители в лучшем случае из вежливости похлопают.

3. Передача опыта является третьим условием выживания. Уровень мастерства падает катастрофически. Где нынче гитаристы-семиструнщики? Почти не осталось. Раньше в каждом ансамбле было по 3-4 танцора-виртуоза. А сейчас их столько же на всю Москву…

Я это к тому, что если срочно не исправить ситуацию с обучением детей, цыганский фольклор неминуемо погибнет.

Внешне тут всё обстоит неплохо. В России и на Украине существует не менее двадцати детских ансамблей. Принято называть эти коллективы цыганскими. Но так ли это? На русский взгляд, они утратили национальный облик, репертуар и исполнительскую манеру. Можно сколько угодно обижаться на автора этой статьи. Но по тем критериям, которые мы так долго обсуждали, последним детским цыганским ансамблем был "Гилори" в период руководства В.П.Деметера.

Чему учат современные цыгане-педагоги? Сумели ли они привить любовь к костюмам традиционного таборного фасона? Объяснили девочкам, что плясать надо босиком? Наоборот. Наивысшим достижением сейчас считается синхронный степ. Именно это умиляет родителей и национальных активистов. Но ведь россияне ждут от юных цыганочек не механической дроби каблучков, а раскованной задорной таборной пляски…


Заключение


Дети ни в чём не виноваты. В каждом новом поколении рожается не меньше талантов, чем прежде. Ответственность за бедственное положение национального искусства несут взрослые. Именно они фактически загнали цыганскую эстраду в гетто. Даже если завтра артисты спохватятся и дружно примутся возрождать то, что ещё можно спасти - им не позавидуешь. Ведь впервые придётся бороться с уже сложившимся мнением, что цыгане "выродились" и "ассимилировались" (Это не мои слова. Цитирую рецензию на "ромский" фестиваль). Не будем забывать, что пока артисты занимались самолюбованием, выросло поколение россиян, не знающих и не любящих цыганское искусство. Такого поколения не было в нашей стране 200 лет! А сейчас оно есть. По-серьёзному, цыгане могут рассчитывать только на публику в возрасте от сорока и старше. Если артистические семьи и держатся до сих пор на плаву - то это только потому, что русские бизнесмены имеют ностальгию по своей юности. Эти предприниматели приглашают спеть на юбилее, вечеринке или на презентации. Фактически нынешние певцы и певицы живут сейчас на проценты от наработанного предками капитала народной любви.

Отмечу, кстати, что богатые русские уже поняли, с кем имеют дело. В последнее время они часто заранее предупреждают, чтобы в репертуаре были "весёлые народные песни" и никаких романсов. Но собственный вкус приглашённых цыган "новые русские" уже не надеются.

Так вот. Пора осознать, что времени осталось мало. Скоро поколение, ностальгирующее по прежнему цыганскому искусству, уступит место нынешней молодёжи. То есть тем, кого 15 лет отучали от одной из самых стойких российских традиций. Пока ещё не поздно, сердца "потерянного поколения" надо завоёвывать заново. Делать это придётся на фоне общих антицыганских настроений, раздуваемых прессой и телевидением. Но главный противник находится не снаружи, а внутри. Бороться придётся, прежде всего, с презрением к кочевому прошлому. С комплексом неполноценности. И со стремлением во что бы то ни стало выглядеть на сцене богатыми и современными.

Made on
Tilda