Костюмы хоровых цыган


Во второй половине XIX века сценические костюмы хоровых цыган не имели «цыганских национальных» признаков. Исключением были только шали у певиц. Мужчины носили казакины, то есть полукафтаны, обшитые галуном или позументом. По своему происхождению, это — праздничная одежда в зажиточных русских семьях. Переняв казакины, хоровые цыгане сохраняли их вплоть до конца 1930-х годов. Впрочем, часть артистов старалась избавиться от любого «народного» налёта в своём сценическом облике. Неважно — цыганского или русского. Певцам импонировали фраки, белоснежные манишки, галстуки и прочие великосветские атрибуты. Публика воспринимала это стремление казаться аристократами с едва скрываемым раздражением.


Приглядываясь к женским платьям, не подумайте, что это наряды для балов. На снимках платья дворянского фасона. Цыганки облачались в них не только в быту, но и на эстраде. Певицы и плясуньи ориентировались в своих вкусах на знатных дам. Им хотелось выглядеть княгинями и графинями. Поэтому цыганки выступали, одетые в шёлк и бархат. К концу XIX столетия этот снобизм настолько «допёк» зрителей, что они охладели к цыганским хорам. Русским гостям хотелось видеть «настоящих» цыганок. Отчаявшись объяснить свои вкусы хореводам, они стали «голосовать ногами»… Оказавшись в конце концов без привычного дохода, хоровые артистки вынуждены были пойти на уступки публике. Именно тогда вошли в цыганский сценический костюм мониста, пёстрые юбки с оборками, широкие рукава и прочие «таборные» прелести. За основу хоровые цыганки взяли то, что требовали русские зрители. Им пришлось облачиться в наряды котлярок, только что прикочевавших из Румынии. Фотографии нашей подборки отображают эту вынужденную смену имиджа. Справедливости ради, следует сказать, что со временем артистки полюбили яркие костюмы «национального фасона». Так капитуляция обернулась успехом. Ещё до революции таборный стиль завоевал крепкие позиции в ресторанах и на сценических площадках.


Со временем большевики поставят эту эстетическую революцию себе в заслугу. Хотя благодарить за рождение экзотичного сценического костюма надо дворян и купцов, которые «надавили на хоры рублём».

Хор цыган на во время ярмарки в Харькове. Гравюра Л. Серякова по наброску В. Шрейдера. 1871 год. Фрагмент.
Олимпиада Николаевна Фёдоровна (знаменитая певица Пиша). Фото из книги Е. Друца и А. Гесслера «Цыгане».
Зинаида Ивановна Хлебникова, певица и гитаристка. Фото из книги И. И. Ром-Лебедева.
Прасковья Ивановна Шишкина, прозванная Курским Соловьём. Фото из книги И. И. Ром-Лебедева.
Петербуржская певица Александра Васильевна Гроховская. Дореволюционная фотография из архива И.А.Гроховского.
Гитарист Николай Фёдорович Шишков с женой, хоровой певицей. Фото из книги И. И. Ром-Лебедева.
Дмитрий Макарович Фесенко. Фото из архива К.Баурова.
Николай Николаеич Хлебников (на сцене Кручинин). Дирижёр, гитарист, собиратель цыганских песен. Фото из книги И. И. Ром-Лебедева.
Хор Д. М. Фесенко (стоит справа). Петербург. Около 1912 года. Фото из архива К. А. Баурова.
Петербуржский дирижёр и гитарист-виртуоз Михаил Александрович Шишкин с женой. Фото из книги И. И. Ром-Лебедева.
Солистка петербуржского хора Елена Георгиевна Шишкина. Фото из книги И. И. Ром-Лебедева.
Сергей Сорокин и Сольская (Сорокина) Елизавета Александровна. Фото из архива К. А. Баурова.
Владимир Фёдорович Панин, сын знаменитой певицы Вари Паниной.
Хор московских цыган в ресторане Стрельна. Дирижёр Фёдор Соколов. 1880-е годы. Фото из книги И. И. Ром-Лебедева.
Певица из Петербурга Ольга Петровна Панкова (по прозвищу Лёдка). Фото из книги Е. Друца и А. Гесслера «Цыгане».
Плясунья Домаша Масальская. Фото из книги И. И. Ром-Лебедева.
Московский цыганский хор под руководством Ивана Григорьевича Лебедева. Фото из архива А. Титова. Фрагмент.
Катя Масальская, плясунья из петербуржского хора А. Н. Масальского. 1915 год.
Цыганский хор. Фото Готье Люфайе.
Made on
Tilda