The Hunchback, 1997
Фильм «Горбун», 1997
Масштабная экранизация.
Режиссёр: Питер Медак

В ролях:
Эсмеральда: Сальма Хайек
Квазимодо: Мэнди Патинкин
Наиболее удачный (после Джины Лоллобриджиды) подбор актрисы на главную роль. Однако, с первых же кадров начинаются досадные вкусовые проколы. Поднимаясь на возвышение для танца, Сальма Хайек устраивает «средневековый стриптиз» — то есть, поддёргивает юбку «по самое никуда», обнажая стройную ногу. Цыганочка из романа Гюго (не растерявшая стыдливость) никогда бы так не сделала. Далее идёт пляска с упором на современную трактовку «сексуальности». Короче говоря, вышло по-своему красиво, но совершенно «мимо» романа и цыганской культуры движений.
Никто не будет отрицать красоту Сальмы Хайек. Претензии не к ней, а к гримёрам. У Гюго Эсмеральда смуглая — здесь белокожая. У Гюго волосы Эсмеральды описаны однозначно: «волнистые пряди, чёрные и блестящие, точно вороново крыло». Здесь волосы всего лишь тёмно-каштановые. И с явными следами химической завивки (которая придаёт гриве объём, но начисто уничтожает цыганскую естественность). Мелочи? В таких делах нет мелочей.
Мы намеренно не будем обсуждать игру актёров или сценарий. В том, что публика восприняла фильм достаточно холодно, есть немалая вина художника. Поскольку этот раздел сайта посвящён костюмам, мы и сосредоточимся на них.

Внешние данные позволяли Сальме Хайек стать прекрасной запоминающейся Эсмеральдой. У неё стройная фигура и яркое лицо, которое при умелом гриме вполне тянет на цыганское.
Но Эсмеральда не получилась.

В чём же причина? Их несколько. И в значительной степени беда была в том, что художник по костюмам грубо обманул ожидания публики. У людей есть стойкие представления о цыганском народе. Сводятся эти стереотипные взгляды к тому, что цыгане беднее окружающего населения (хотя бы потому, что цыганки гадают и просят подаяния на улицах). Да, костюм может быть ярким, романтичным.
Но публика подсознательно ждёт, что решён он будет в «эстетике лохмотьев». В конечном счёте, всё упирается в многовековой европейский опыт. Столетиями люди видели на улицах смуглых женщин в потрепанной и бедной одежде. Цыганки были — без вариантов — босые. Но особый шарм им придавало то, что при всех внешних признаках нищеты, они носили многочисленные золотые украшения. Этот контраст привлекал всеобщее внимание. Он придавал цыганкам ореол загадочности.После этого краткого предисловия посмотрим, как выглядит героиня Сальмы Хайек.
- Она обута в сандалетки на изящном каблуке (что напрочь убивает сцену с цыганским танцем).
- Её костюм пошит из дорогих тканей. Лиф с богатой отделкой дополнен сорочкой из тонкого полотна.
- Нет ни малейших признаков того, что костюм потрёпан.
- И как назло вся средневековая парижская толпа (за исключением дворян) решена реалистически. «Эсмеральду» окружают люди в линялой заплатанной одежде. Контраст есть — но он срабатывает наоборот! Что в итоге? В итоге Эсмеральда получилась «ряженая». Она должна быть беднее своих зрителей, но выглядит значительно богаче. Какая она после этого цыганка? По своей эстетике этот образ напоминает герцогиню на маскараде. Да — ей сшили на заказ изящный костюм, претендующий на цыганский стиль. Неплохо выглядят рукава с прорезями.
Да — накрутили волосы «химией», чтобы они казались пышной гривой. Но всё равно это карнавал. Герцогиня прикидывается цыганкой — она пришла на экран не из жизни, а из современной ролевой игры. Могли ли такие вкусовые проколы привести к творческой удаче? Крах был просто предрешён ещё до начала съёмок. Особое внимание мы обратим на то, что в классической версии с Джиной Лоллобриджидой всё сделано точно. Там героиня босая, со множеством золотых уграшений — и в платье с прорехами. Толпа парижан, напротив, имеет опрятную добротную одежду.
То есть, принцип контраста применён в полном соответствии с исторической правдой. Костюмер, который работал на экранизации 1956 года, не удовлетворился тем, что сделал имитацию ветхой заношенной ткани. (Это хорошо работало на «крупном плане»). Эсмеральда в исполнении Джины даже издали воспринимается по-цыгански, поскольку у её платья был откровенно рваный подол. И как итог — стойкая любовь публики, которая не стихает вот уже полвека.
Сальма Хайек могла бы составить конкуренцию Лоллобриджиде по внешним данным. (Актёрские принципиально не обсуждаем). На неё работали колоссальные вложения в средневековые декорации и современные технологии киносъёмок. Но художник по костюмам, который ровным счётом ничего не понимал в «цыганстве», поставил ей подножку. Эсмеральда в изящных туфельках и дорогом маскарадном костюме, да ещё на фоне парижан-оборванцев, пришлась не ко двору.
Made on
Tilda