В ролях: Эсмеральда: Морин О’Хара Квазимодо: Чарльз Лоутон Фролло: сэр Седрик Хардвик Клопен: Томас Митчелл
Похоже, отбирая актрису на главную роль, режиссёр имел в голове только одну мысль: что Эсмеральда это — похищенная в детстве француженка. Почему бы ей тогда не быть светловолосой? А потому, уважаемые, что никому из героев романа в голову не приходило усомниться в цыганском происхождении Эсмеральды. Её принимали за цыганку все подряд: зрители, судьи, влюблённые мужчины и даже родная мать! То есть — не могла она быть блондинкой! Тут вот что надо учесть. Это в наши дни немало светловолосых и голубоглазых цыганок. Сказались 500 лет смешанных браков. Но по роману действие происходит в 1482 году.
Экранизация 1939 года. В роли Эсмеральды — Морин О’Хара (Maureen O’Hara).
То есть, «кочевое племя» появилось во Франции всего на полвека ранее. Первые же письменные источники подчёркивают, что для французов цыганки были «чернющими». Следовательно, Эсмеральда могла быть только жгучей брюнеткой, и никак иначе. Не лишним было бы узнать мнение самого автора романа. Открываем сцену, в которой Гюго впервые вводит в повествование главную героиню. Вчитываемся… Да! Эсмеральда однозначно названа «смуглой» и «черноволосой». К сожалению, это условие было соблюдено только в одной из шести представленных здесь экранизаций (безусловно чёрные волосы были лишь у Джины Лоллобриджиды в ленте 1956 года).
Мы не знаем, чем объяснить затмение, которое вот уже сто лет находит на режиссёров. Эсмеральду из романа Гюго принимал по внешности за цыганку весь Париж. И технически вовсе несложно затемнить до «чернющей» кондиции любую актрису. Почему игнорируют важнейшую часть образа? Загадка. Просто нет слов. К наряду Эсмеральды особых претензий нет. Могло быть и так. Лиф, подчёркивающий талию, простенькая юбка… И снова всё портят туфли. Конечно, это уже не огромные тёмные башмаки (из немой ленты). Но и этой ладной обуви вполне достаточно, чтобы окончательно уничтожить «цыганство».