Конные ярмарки в Англии
Наш «Фотоархив» пополнился материалами, которые прислал Валентин Коваленко - он проживает в Англии вот уже 13 лет, причём последние 5 лет много общается с цыганами. Работая учителем-ассистентом в организации «Enfield Taraveller Education Service», он свёл знакомство с представителями многих диаспор. Как известно, помимо английских цыган сейчас в Лондоне проживают так называемые беженцы: цыгане из Румынии, Словакии, Чехии, Польши, Прибалтики и Косово. Знание языков (в частности одного из диалектов цыганского) помогает ему глубже понять цыганскую культуру.
Мы предлагаем вашему вниманию репортаж о цыганских ярмарках в Англии. Это интересное явление Валентин Коваленко наблюдает вблизи; фотографии сделаны женой автора, Кьярой Контрино, или им самим.
При всей своей экзотике, конная ярмарка - это не туристическое зрелище, а вполне живая традиция. Хотя две-три из них стали достопримечательностью и попали в путеводители, большая часть проходит незаметно (в буквальном смысле на обочине) при не слишком доброжелательном отношении со стороны населения и местных властей. Большие ярмарки (например, в Эпплби на севере Англии) продолжаются несколько дней. Меньшие (например, в пригороде Лондона Барнет) - день. Малая ярмарка проходит без особых объявлений в прессе, и узнать о ней проще на другой такой же ярмарке неделей-двумя раньше. Место проведения может несколько меняться из года в год. Ярмарки сильно разнятся по размеру - от двух тысяч в Дартфорде, до двадцати-тридцати тысяч в Эпплби. Обычно ярмарка организуется раз в году, летом или осенью. Ярмарка в Ли Гап проводится в два захода с перерывом в две-три недели. Ярмарка в Стоу - раз в полгода, в мае и в октябре.
Цыганская ярмарка - это место, где не только и не столько торгуют, сколько встречаются с друзьями и роднёй, а также обмениваются новостями за прошедшие месяцы. Группы беседующих людей, будь то у костра или при входе в трэйлер - основной элемент ярмарки. Разумеется, не все участники знают друг друга по имени, но найти знакомого цыгана несложно. Спросишь, и тебе непременно покажут, где искать или объяснят, что такой-то и такой-то в этом году не приехал - но зато его видели на другой ярмарке.
На многодневную ярмарку приезжают в в своих трэйлерах. В Эпплби их бывает до полутора тысяч. Трэйлер довольно широко используется как основное или второе жилище во время летнего кочевья. Кто-то появляется на ярмарке и в традиционной кибитке, именуемой «вардо». Эти экзотические повозки сегодня служат главным образом для таких «парадных» выездов, а то и просто стоят в гаражах оседлых цыган как символ престижа. Как и конь, вардо - это, прежде всего, хорошее капиталовложение. Коней привозят в больших и маленьких фургонах и демонстрируют тут же на ярмарке, даже если места для бегов и галопа явно маловато. В Барнет и Дартфорде толпе всё время приходится отскакивать от всадников и колясок, проносящихся в узком пространстве между рядами трэйлеров. В Эпплби торгу предшествует почти ритуальное купание коней в мелкой, но быстрой реке у старинного моста.
На ярмарке обычно присутствует несколько гадалок в фургонах. Музыка представлена кассетами и компакт-дисками в киосках. Ирландские исполнители пользуются особой популярностью. Живая музыка, как правило, звучит только вечером у костра и рассчитана на небольшую аудиторию. Кулачные бои (без перчаток) организуются на периферии ярмарки, подальше от глаз полиции.
Игра на деньги, во время которой высоко в воздух швыряют большой старый пенс, наоборот происходит у всех на виду и, если рядом оказывается турист с фотоаппаратом, его просят сфотографировать победителей. Пища, как и на всех ярмарках незатейливая - хот-доги, гамбургеры и сосиски-джамбо, но можно увидеть и целого жаренного кабана, которого постепенно распродают в виде сандвичей.
Некоторые цыганские ярмарки, например в городе Эпсом, организуются на периферии всемирно известных скачек. В 1990-е года организаторы ярмарки в Бригге (Линкольншир) даже поощряли участие цыган, пытаясь возродить городскую ярмарку. Но чаще цыганская ярмарка - это всё что осталось от когда-то существовавшей городской. Скорее это феномен альтернативной культуры. То, что сейчас раз в году происходит на задворках Барнет, - лишь рудимент оживлённой ярмарки, которая существовала в этом пригороде Лондона свыше 700 лет. В XIX веке здесь покупали лошадей многочисленные лондонские извозчики.
Средневековая ярмарка в Стоу привлекала не только местных торговцев скотом, но купцов из Италии и Франции, не говоря уже о многочисленных музыкантах и артистах. Корни этой традиции уходят в VIII век, однако её чисто цыганский характер сложился сравнительно недавно, когда более престижная торговля, включая конную, переместилась в близлежащий Эндоверсфорд. Это понятно, если учесть, что оседлые торговцы ориентируются не на соседей-фермеров, а на очень богатых горожан постепенно откупающих английскую деревню. И если в средневековом Стоу во время ярмарок площади превращались в сплошной трактир на открытом воздухе, сегодня город встречает цыган закрытыми дверями.
В заключение несколько слов о цыганском походном жилье. Роскошные вардо, украшенные деревянной резьбой и позолотой ещё в 1950 годы использовались как жильё. (Хотя доминирующий тип тогда больше походил на маленький железнодорожный вагон или теплушку.) Богато украшенные кибитки сейчас привозят на ярмарку на платформах-прицепах. Какая-то часть этих экзотических повозок предназначена для продажи или обмена.
Что касается хромированного трейлера с одной из фотографий, это раритет 1960-1970х годов. Я видел несколько таких на ежегодной встрече английских цыган-пятидесятников под Кембриджем. В англо-цыганской среде - это символ роскоши с налётом ретро. Трэйлеры 60-70х годов стоят, видимо астрономически дорого. 30 лет назад некоторые из них доходили по цене до 21 тысячи и рассматривались как цыганский эквивалент Ролс-Ройса