В обзоре откликов на очередную антицыганскую статью я увидел весьма характерную фразу: "Разве есть цыган, который не ворует? Покажите мне такой редкий экземпляр!".
Печально, что так думают многие... Тем, кто сталкивался на улице с цыганским мошенничеством, я бы посоветовал сохранить минимальную объективность. Рассудите сами. Каждый из моих читателей встречал русского чиновника-вымогателя. Каждому хамила и каждого обвешивала русская продавщица. Каждого хоть раз в жизни задирали русские хулиганы. Но ведь это вряд ли вызвало у вас ненависть к русскому народу. Попробуйте подойти к цыганам с той же меркой, и всё встанет на свои места. А чтобы вам легче было это сделать, мы покажем ту сторону цыганской диаспоры, которая не бросается в глаза (поскольку люди, работающие на производстве, обычно не афишируют свою национальность).
Не стоило никакого труда, чтобы собрать материал для этой рубрики. Достаточно, находясь в гостях у любой цыганской семьи, задать соответствующий вопрос – обязательно оказывается, что здесь есть шофёр, зоотехник, парикмахер и так далее. Разброс профессий от дворника до адвоката. Конечно, не все соглашаются вывешивать семейные фото в интернете. Но это легко компенсируется массовостью работающих в русских коллективах цыган.
Напоследок маленькое замечание. Эта фотогалерея ретроспективна. Вы увидите здесь даже карточки полувековой давности. Не следует думать, будто такой подбор вызван недостаточным количеством современного материала. Просто нам хотелось показать, что трудящихся цыган было много всегда. Обратите внимание на преамбулу знаменитого указа о запрете кочевья. Уже в 1956 году авторы постановления констатировали факт: «В результате мер, принятых Советским государством по трудоустройству кочующих цыган, улучшению условий их жизни, повышению культурного уровня, большинство из них перешло к трудовому оседлому образу жизни ».
Каждый, кто профессионально занимался цыганской историей, знает, что это не привычное советское лукавство. Оседлых цыган, занятых в разных сферах народного хозяйства действительно было очень много… К слову сказать, и у кочевников была своя трудовая ниша. Пользуясь тем, что у них были свои собственные лошади, а населению их иметь было запрещено, они нанимались колхозникам пахать огороды, а также возить дрова и торф. Сторожилы в деревнях помнят это очень хорошо. Ну а горожане, начитавшиеся газетных статей и романов, уверены, что таборы жили исключительно конокрадством. Привычная, увы, закономерность… Писатель и журналист бывали в деревне наездами, и питались расхожими сплетнями. Колхозник же пером не владел, зато знал к кому обратиться весной за помощью, чтобы не горбатиться зря на своём клочке земли. Благодаря цыганам он мог не унижаться перед родным начальством, когда хотел вывезти из лесу дровишки. Именно у цыган-ремесленников мужик покупал лопаты, тяпки, корзины, колодезные цепи, буравчики, у них он лудил прохудившиеся кастрюли и вёдра. Красноречив тот факт, что зимовали цыгане в крестьянских домах. Давайте согласимся, что если бы у них была репутация исключительно воров и мошенников, то деревенское население вряд ли стало бы давать им крышу над головой. Но это к слову.