Поиск новых идентичностей. У кочевых цыган наблюдалась достаточно стройная система самоидентификации, базовым уровнем которой являлось отождествление с родовой группой. На территории Беларуси насчитывается несколько десятков названий родовых групп. Их этимология различна, но в основном они восходят к прозвищам предков и топонимам: бэрня'ки, синя'ки, холоду'ры, удейки, маню'ки, чабанчики, корса'ки, пету'шки и т.д. К примеру, цыгане-бэрняки, происходящие из оседлых полесских цыган, утверждают, что их самоназвание происходит от топонима "бэрники", конкретное местонахождение которого забыто. Название родовой группы Базылевые явно восходит к излюбленному в цыганской среде имени - Базыль (Василь), от него же, по всей видимости, берет начало фамилия Базылевич.
Среди старшего поколения цыган память о принадлежности к той или иной родовой группе, что дословно определяется как "наша природа", сохраняется до сих пор.
Идентификация более высокого порядка представляет собой отождествление с цыганской этногруппой (термин, используемый для обозначения этого уровня идентификации в русскоязычной литературе). Так, вышеупомянутые бэрняки, удейки и корсаки относят себя к польска рома (польские цыгане).
Для объяснения, к какой цыганской группе они относятся, белорусские цыгане употребляют понятие "нация". Употребление именно этого термина делает более выразительным значение, придаваемое данному уровню идентификации. Кроме польска рома, на территории Беларуси значительно представлены русска рома, литовска рома и коренные цыгане, зачастую называющие себя белорусскими. В течение XX в. по территории Беларуси перемещались таборы котляров. В настоящее время отдельные семьи котляров и ловарей живут в таких городах Беларуси, как Минск, Витебск, Бобруйск, Слоним.
Исследователи цыганских групп на постсоветском пространстве отмечают, что зачастую один уровень идентификации может превалировать над другим, иногда тот или иной уровень и вовсе отсутствует42. Подобную ситуацию мы можем наблюдать у цыган Беларуси. К примеру, белорусскими цыганами называют себя те цыгане, которые в довоенное время жили оседло и давно утратили память о своей родовой группе. В то же время цыгане группы муканы, распространенные на границе Беларуси с Украиной, или лепенцы, проживающие в Витебской области, не идентифицируют себя ни с какой из этногрупп. Вопросы, связанные с уровнями идентичности, их этимологией и временем возникновения у цыган Беларуси будут подробно рассмотрены в диссертационном исследовании автора статьи. Пока остановимся лишь на тех изменениях в идентичности цыганских групп, которые имеют место в настоящее время.
У кочевых цыган социальная позиция каждого отдельного человека, равно как и отношения между людьми, определялась достаточно просто, а именно, престижем рода, к которому он принадлежал. Отношения между индивидуумами строились по принципам родства. Наиболее тесные связи существовали в рамках одной родовой группы. Браки предпочтительно заключали между представителями своей этногруппы.
Нельзя сказать, что кочевые цыгане совсем не знали материального расслоения, но оно было весьма незначительным. Идентификаторами богатства являлось количество лошадей, наличие собственной повозки, просторного шатра, обилие перин и т.д. Советская экономика, в рамках которой существовали цыгане, также не давала достаточных оснований для заметного обогащения.
С перестройкой, когда материальное положение каждой отдельной семьи стало зависить от индивидуальных возможностей, перед цыганами впервые серьезно встала проблема материального расслоения. Поддержание многих родственных связей стало невозможным ввиду материальных и социальных различий между родственниками. Большинство цыган, проживающих в столице, имеющих высокие доходы, определяют себя общим маркером "белорусские цыгане".
Нарушение родственных связей, утрата уверенности в завтрашнем дне в связи с экономическими потрясениями ведут к поиску новых идентичностей. Как и в других государствах Восточной и Юго-Восточной Европы43, многие белорусские цыгане пытаются обрести новое равенство и братство, участвуя в различных течениях протестантизма. Особенное влияние протестантских учений наблюдается среди цыган западных регионов. В небольших городах, где компактно проживают родственные друг другу семьи, имеет место переход в протестантизм национальной общиной. Как это было, к примеру, в г. Ошмяны Гродненской области. Протестантская община требует от новых членов соблюдения своих норм, зачастую вступающих в противоречие с нормами цыганского общества. О том, как накладываются протестантские догмы на цыганскую ментальность, а также о трудностях, с которыми сталкиваются цыгане, конвертируемые в протестантизм, пойдет речь в отдельной статье автора.
Bartosh, O. The Roma in Belarus: in the Light of Transformations,
In: Interstitio. East European Review of Historical Anthropology,
June 2009, Volume II, Number 2 (4), p. 17-29.
1. Национальный состав Республики Беларусь и распространение языков. Статистический сборник. - Минск, 2001. - Т. 1. - С. 16 - 18. 2. Дучыц, Л.У. З гiсторыi цыганоў Беларусi // Беларускі гiстарычны часопiс. – 2003. – №3.- С. 45 3. Вялікае княства Літоўскае: Энцыклапедыя ў 2 тамах. - Т.1. – Мінск, 2005. - С. 74. Mroz, L. (2001), Dzieje Cyganow-Romow w Rzeczypospolitej XV-XVIII, Wydawnictwo DiG, Warszawa. – S. 515. Данилович И. Этнографическое и историческое исследование о цыганах // Северный архив. – 1826. – №1- – С. 186 – 195,276 – 2906. Вялікае княства Літоўскае… C. 2277. Дучыц, Л.У. З гiсторыi цыганоў Беларусi… C. 468. Там же9. Там же10. Там же11. Mroz, L. (2001), Dzieje Cyganow-Romow w Rzeczypospolitej… S.5112. Акты Виленской археографической комиссии. - Т.34. - Вильня, 1909. - С. 310-31113. Шпилевский, П.М. Путешествие по Полесью и белорусскому краю. Мн: «Полымя», 1992. - с. 9014. Национальный исторический архив РБ. Фонд 299. Опись 2, Дело №2 «О причислении цыган к имению Смиловичи Игуменского повета помещика Манюшко» от 1796-1798 гг.15. Национальный исторический архив РБ. Фонд 3219, Опись 1, Дело №1852 «Предложение белорусского гражданского губернатора с изменением указа сената о поимке незаписанных по ревизии цыган» от 31 июля 1800 г.16. Дучыц, Л.У. З гiсторыi цыганоў Беларусi… C. 4817. Чаквин, И.В., Бартош, О.Э. Цыгане в Беларуси. Особенности этнокультурной адаптации и социокультурной интеграции // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. Выпуск 4 / Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К. Крапівы НАН Беларусі; навук. рэд. А.І. Лакотка. – Мінск: Права і эканоміка, 2008. – С. 448-454 – С. 44918. Сементовский А. Этнографический обзор Витебской губернии. – СПб: 1872. - C. 58.19. Чаквин, И.В., Бартош, О.Э. Цыгане в Беларуси. Особенности этнокультурной адаптации и социокультурной интеграции… с. 44920. Там же21. Опыт описания Могилевской губернии. Под. ред. Дембовецкого. – Могилев, 1882. – Кн. 1. - С. 69122. Шпилевский, П.М. Путешествие по Полесью и белорусскому краю…С. 85-8623. Чаквин, И.В., Бартош, О.Э. Цыгане в Беларуси. Особенности этнокультурной адаптации и социокультурной интеграции… с. 44924. Чаквин, И.В., Бартош, О.Э. Цыгане в Беларуси. Особенности этнокультурной адаптации и социокультурной интеграции… с. 45025. Там же.26. Там же. С. 45027. А.Фрыдман “Невядомы генацыд”, “ARCHE”, № 3/200428. Бартош, О.Э. Белорусские цыгане: история и традиции // «Фокус», №4 (8) 2008. - С. 1329. Полевые материалы экспедиции автора в Северный поселок (Минск), февраль 200530. Marushiakova, E., Popov, V. Ethnic Identities and Economic Strategies of the Gypsies in the Countries of the former USSR. In: Mitteilungen des SFB ‘Differenz und Integration’. 4/1: Nomaden und Sesshaffe – Fragen, Metoden, Ergebnisse. - Orientwissenschaftliche Heffe (Martin – Luther – Universitat Halle - Wittenberg), №9/ 2003. – pp. 289-310. - P. 30131. Чаквин, И.В., Бартош, О.Э. Цыгане в Беларуси. Особенности этнокультурной адаптации и социокультурной интеграции… P. 44832. Marushiakova, E., Popov, V. Ethnic Identities and Economic Strategies of the Gypsies in the Countries of the former USSR… P. 30533. Полевые материалы экспедиции автора в Ружаны Брестской обл. , июль 2008.34. Чаквин, И.В., Бартош, О.Э. Цыгане в Беларуси. Особенности этнокультурной адаптации и социокультурной интеграции… P. 44835. Marushiakova, E., Popov, V. Ethnic Identities and Economic Strategies of the Gypsies in the Countries of the former USSR… P. 30636. Там же.37. Полевые материалы экспедиции автора в Северный поселок (Минск), февраль 200538. Там же.39. Levenson, M.P. , Sparkes, A. C. Gypsy Masculinities and the School – Home Interface: Exploring Contradictions and Tensions. In: British Journal of Sociology of Education, Vol. 24, №5 (Nov. 2003), pp. 587-603.- P. 58840. Полевые материалы экспедиции автора в г. Ошмяны Гродненской обл.41. Levenson P. 59842. Marushiakova, E., Popov V. P. 29343. Slavkova, M. Roma Pastors as leaders of Roma Protestant Communities. - In: Dordevic, Dr. (ed.) Roma Religious Culture. – JVNIR, 2003, p. 168-177