Украшали полог разными способами. Чаще всего к переднему полотнищу вверху пришивали пышную сборку из той же материи - фамбара`, бахмара`. Высота сборки должна равняться ширине ткани или, если материал очень широкий, составлять не меньше половины его ширины.. Иногда сборку драпировали фестонами. пришивали к ней кисти. Цыгане Псковской и Ленинградской областей любили пришивать на переднее полотнище яркие банты и блестящие пуговицы, особенно из перламутра. На Смоленщине предпочитали делать полог из одноцветной ткани, а сборку украшать городчатой аппликацией из материи другого цвета.
Любопытно отметить, что основным признаком красоты полога (как и цыганской юбки) считалась пестрота и яркость расцветки, пышность сборки. обилие украшений из лент, пуговиц, кистей и аппликации. Что касается городчатого орнамента, то у смоленских цыганок он неизменно присутствовал как на юбках и фартуках, так и на пологе. Вероятно, это объясняется тем, что и юбка и полог - изделия женских рук. Причем женщина была обязана не только уметь шить полог, но также разворачивать его на ночь и убирать по утрам.
Занавески. закрывающие колеса телеги на стоянке (закрылки), также соответствовали эстетическому вкусу, специфичному для цыган: ткань с яркими и крупными цветами собиралась в густую сборку на веревку. Если материя широкая - высоту закрылок составляли полторы ширины полотнища, если узкая - два полотнища. Для их устройства требовалось до 20 м ткани. Днем закрылки занимали самое видное место в шатре - против входа, и заглянув внутрь жилья, можно было сразу судить о достатке хозяина: бедняки завешивали телегу тряпками, богатые - закрылками из набивного шелка. [Признаком особой роскоши считалось повесить вторую такую занавеску вдоль свободного крыла шатры - напротив сложенного на день полога.]
[Вход в палатку в обычные дни никак не украшали, не существовало также никаких траурных отметок. Единственный праздник в году - Троица, во время которого цыгане были уже в поле, требовал по православному обычаю украшения березой. Ветки березы привязывали к передним шошкам или к их верхнему скрещению. Иногда перед входом рядом с шошками втыкали в землю два молодых деревца березы, на них набрасывали расшитые полотенца, какие в русской деревне служат для украшения. У кого не было парадных полотенец - раскладывали любые, но только чистые. Некоторые цыгане таким же образом убирали вход в день свадьбы, если она проходила летом.]
Внутреннее убранство шатры подчинялось установленному традицией порядку. Для группы русских цыган порядок этот един. Он исходил из необходимости частых передвижений и был связан с нормами обычного права и некоторыми сторонами духовной культуры. Рассмотрим элементы внутреннего убранства шатры в соответствии с тем назначением и смыслом, которым цыгане наделяли их в быту.
Средство перевозки - телега - устанавливалась в палатке на самом видном и почетном месте: напротив входа. Здесь она олицетворяла свою противоположность - неподвижную мебель, выполняя ее функции и служа в самом деле единственной мебелью в шатре. Переход из одного качества в другое совершался так: цыган отпрягал лошадей на новой стоянке и сразу снимал с воза полотно, шесты и прямо над телегой разбивал шатру. [Перед этим цыгане не очищают и не моют телегу. Ее мочили в реке или поливали из ведра только в сухую погоду, чтобы не рассыхалась. Однако колеса обязательно укрывали тряпками, оберегая закрылки.]
Весь скарб размещался в шатре согласно строгому регламенту, основанному на представлении цыган о "чистом" и "нечистом". Так, оглобли - "чисты", потому что имеют непосредственную близость к коню, который не только везет, но и кормит - дает барыш в торговых сделках. Лошадь - основа существования русских цыган, вокруг нее был сконцентрирован весь материальный быт, сформировавший мировоззрение: "Человек в беду введет, а конь выведет" - гласит очень популярная среди цыган пословица. Женщине не дозволено близко подходить к оглоблям, а тем более их перешагивать. Почтительное отношение к оглоблям внушалось цыганке с очень раннего возраста. Уразумев с детства основную заповедь, что "женщина - не человек, она - полчеловека" [джювлы - на мануш, ёй - пашмануш], цыганка разбирала прибо`р, т. е. все кочевое имущество, и устраивала его в шатре, исходя из традиционного восприятия "чистоты" мест и вещей.
Распределение пространства в шатре, как стрелка компаса, определяли оглобли: если они шли вправо, то чуибэ`н - постель (перины, подушки, одеяла, простыни), как объект женского хозяйства, складывалась слева, у заднего колеса телеги. если влево - то наоборот. Место у оглобель - самое "чистое", туда может шагать лишь мужчина. Связав оглобли и поставив под них дугу, цыган складывал между ними конскую сбрую, хомут, кнут же прислонял к передку телеги. Ходить по этому месту женщинам запрещалось, даже если хозяин выкатил из-под шатры телегу.
Предметы быта также разделены по этому принципу. Посуда, в частности, почти приравнивалась к иконам. Старики рассказывают, что раньше, если кто-нибудь ронял на землю ложку, то она считалась "магарды`" - "опоганенной" настолько, что есть ею было нельзя и ее выбрасывали. [Это сходно с однозначным понятием пэкалимэ` у цыган кэлдэрари. У этой этнической группы считается, что "опоганить" посуду можно даже словом, то есть, если кто-нибудь обругал данный самовар или миску, то употреблять их уже невозможно. Надо купить новую посуду, а эту продать на базаре. Женщины из кэлдэрари боялись ссориться друг с другом, ведь при ссоре доставалось прежде всего посуде, и если, например, был у цыганки любимый самовар, то она шла "на любые уступки", лишь бы его не лишиться. О. С. Деметер из группы кэлдэрари рассказала в связи с этим обычаем случай из своего детства. Событие произошло уже после революции. Ее отец Иштван кочевал с табором и был его предводителем. Однажды он взял и сразу "опоганил" всю посуду, имеющуюся в наличии в таборе: обошел палатки и, обругав посуду, велел цыганам собраться. Иштван, которому сейчас около 90 лет, сказал: "Цыгане, пора нам бросить этот глупый обычай! Разве может посуда стать грязной от слова? Давайте этому обычаю больше не верить и с ним не считаться". Цыганам пришлось соглашаться, так как посуда у всех без исключения была "опоганена".] Традиционных мест для посуды у русских цыган два. Посуду, в которой готовили на огне (чугуны, сковороды, ведра и т. д.), ставили на подстилку под крылом шатры со стороны оглобель. Бьющуюся посуду - стаканы, чашки, тарелки и прочее - складывали в телегу также со стороны оглобель.
Описывая порядок хранения вещей на стоянке в телеге, прежде всего надо сказать, что в ней помещали мешки, чемоданы, сундуки, в которые складывали одежду и другое имущество. Их устанавливали в телеге друг на друга и чем-либо накрывали. В качестве покрывала любили использовать бархат и плюш, украшенный бахромой или кистями. Бедняки прикрывали свой скарб старыми одеялами, тряпками. На это возвышение, своего рода красный угол, выставляли самые чистые, почетные и наиболее дорогие вещи так, чтобы входящему в шатру сразу становился ясен высокий имущественный уровень хозяина. Бытовые предметы, считая от оглобель, ставили в таком порядке: иконы (их не вешали на задний шест, если они были большие), самовар - пиибны`тко (который также служил украшением шатры), зеркало - гинда`ло. Цыгане до сих пор очень любят зеркала. В кочевой жизни их размеры зависели от достатка. Наиболее бедные ставили на телегу небольшое зеркало, богатые иногда возили с собой трельяж в человеческий рост. Когда у цыган появились радиоприемники, проигрыватели, транзисторы, старики разрешили поставить их на возвышение на телеге наравне с иконами и посудой как предметы мужского обихода, "чистые".
Как и все кочевники, цыгане возили с собой стол на коротких ножках - сками`нт. Часто это был обычный стол, купленный в магазине, с укороченными до 15-20 см с ножками. После трапезы его сразу убирали и ставили снаружи у крыла шатры со стороны оглобель. Иногда стол заменяли расстеленные по земле скатерти или просто клеенка.
Перед едой или в ожидании гостей скаминт устраивали в шатре так, чтобы он был ближе к входу. Только в плохую погоду его отодвигали вглубь, к телеге, обычно же этого не делали, иначе люди могли истолковать как проявление жадности, желание утаить свою еду от глаз окружающих. По цыганскому этикету, накрыв на стол, хозяева должны были скликать цыган: "Идите есть! Идите чай пить!" [Авэн тэ хан! Авэн чае тэ пьен!] Эту фразу полагалось выкрикивать даже в том случае, если еды могло не хватить самим.
Места за столом различались по степени почетности. Мужчины усаживались в "красный угол" - со стороны телеги. Если не было гостей, женщины садились со стороны крыльев шатры или у входа так, чтобы удобно было подавать пищу с огня, дети - где придется. С приходом посторонних порядок менялся: гости-мужчины занимали места вдоль телеги. Если мужчин собиралось много, то женщины только обслуживали их, детям же, не только в шатре, но и в современном доме, вообще не положено подходить к столу в присутствии гостей. Во время празднований случалось и так, что один конец стола был в шатре у телеги, а другой оказывался довольно далеко от жилища: с приходом новых гостей расстилали прямо на земле необходимое количество скатертей.
Цыгане вспоминают, что когда-то, по-видимому, в начале века, в некоторых семьях, особенно тщательно хранивших традиции, соблюдался следующий обычай ограничения для невесток. Невестка не могла войти в палатку со стороны шестов и огня, а должна была вползать на коленях и также на коленях передвигаться по жилищу, чтобы не "поганить" "чистое" пространство шатры своими ногами и подолом юбки. Посуду для приготовления пищи она брала с другой стороны телеги, за палаткой, приподняв заднее полотно. В дальнейшем этот обычай отпал, а традиционное отношение к месту за столом вдоль телеги как к самому почетному сохранялось в кочевье пока существовала сама шатра.
[Традиционное отношение к месту за столом вдоль телеги как к самому почетному сохранялось в кочевье до самого последнего времени. Это прослеживается на способе выразить уважение в адрес особо почтенной женщины. Если хозяева хотят показать гостье свое признание ее достоинств, то могут предложить сесть на место мужчин - со стороны телеги, чего, конечно, она не сделает, а с церемонной благодарностью откажется.]
Днем, если цыганка находилась в таборе, готовила или стирала, грудного ребенка она клала в люльку, которую подвешивали в шатре к перекладине. Цыганская люлька - ку`на изготовлялась самими родителями таким образом: из четырех палок делали раму, которую обшивали тканью или надевали на нее мешок. Куна подвешивалась за четыре угла с помощью веревок. На ночь мать брала ребенка с собой в постель, а люльку снимали.
Как уже говорилось, в шатре за постелью также было закреплено постоянное место. Днем перины горкой складывали в палатке у заднего колеса, на ночь их размещали так, чтобы спать головой к телеге. Цыгане объясняют это необходимостью быть "головой к богу", т. е. к висящей над телегой иконе. Но, кроме того, так было удобнее в случае необходимости выходить из-под полога, да и телега вместе с задним полотном защищали от порывов ветра.
Цыгане спали на перинах, разостланных в шатре прямо на земле, поэтому они до сих пор считают, что перины и подушки - главное богатство человека. Подушки - шэрандуня` (ед. ч. шэрандуны`) и перины - пэрны`цы (ед. ч. пэрны`ца) иногда назывались русским словом "пух". Подушки цыган очень большого размера. весом до 4 кг, на каждой должны были уместиться несколько голов. Перины и подушки цыганки делали сами из гусиного пуха и ни в коем случае не из куриного пера. [О курином "пухе" говорили, что это "не перина, а мякина", иметь такую постель считалось нищенством.] Бытовало два вида перин: верхняя, чтобы укрываться, из чистого пуха и нижняя, на которую ложились. В ней должно было быть и перо, чтобы "держало" пух и не давало перине "проваливаться". Обычно в семье бывало несколько перин и до семи подушек. На них шили из пестрой материи наволочки, притом на "гостевую" подушку пришивали оборку вдоль рубца.
Так как супружеские отношения и поныне считаются у цыган нечистыми, то в шатре молодоженам отводят место в отдельном пологе подальше от оглобель. И вообще полог укрепляли со стороны крыла, противоположного оглоблям. В дождливую погоду его краями прикрывали сложенные у задних колес перины.
[Поскольку полог считался атрибутом женского хозяйства, то цыганка должна была знать, как его устраивать к ночи. Прежде всего, стелить надо на закате солнца, когда видно, что ящерицы и змеи не наползли. Хозяйка должна была перекрестить землю (пхув) и только затем положить подстилку, цыновку или половики, называемые цэ`рга, обычно вытканые из лоскутьев в деревне. Потом раскладываются перины и подушки. Полог в это время прикреплен к телеге, англуй перекинут через верх для удобства застилания постели.
У входа в шатер цыганка кладет тряпки, чтобы дети вытирали ноги. Устроив их на перинах, женщина прикрепляет посленюю, пятую, кроси`нь полога к передней шо`шке и подтыкает полог под перины.
Кроме того, что полог в шатре является как бы "спальным мешком" ночью и украшением палатки днем, он используется еще в двух случаях. Во-первых, во время свадебной церемонии его натягивали для молодых в лесу, недалеко от шатров. Во-вторых, полог служил в кочевье баней. Отвязав от остова шатры, его прикрепляли в кустах, обычно вблизи реки, озера. Здесь уже были сложены сильно прогретые камни, которые собирались в поле, вдоль дороги. Огонь под камнями тушили, и устраивали над этой печкой-каменкой полог. На камни лили воду и, как рассказывают кочевавшие цыгане, в пологе была отличная парная.]
Возвращаясь к планировке шатры, важно отметить сформировавшийся в кочевье чисто цыганский принцип использования жилого пространства. Ничем не перегороженная площадь шатры условно подразделяется на три части. Первая - свободное, ничем не занятое пространство от входа и до телеги. Это - основная жилая часть шатры. Две другие части служили для хранения имущества. При этом различались на основании традиционного представления о "чистом" и "нечистом". "Чистые" вещи группировались вблизи оглобель, "нечистые" - около задних колес телеги, т. е. по существу обе части были нерасторжимы, их объединяла телега.
Таким образом, шатре русских цыган свойственно деление жилого пространства на три части, при этом первая часть - основная - намного больше двух других, она составляет примерно 2/3 всей площади жилья.
Полукочевые цыгане русской этнографической группы знали два типа жилища: кочевое - шатра и оседлое - русская изба. В связи с переходом к постоянному оседлому быту стали вырабатываться формы их собственного оседлого жилища. Ввиду того, что цыгане в настоящее время живут в домах. построенных по типовым проектам или в полученных от государства готовых строениях, вопрос внешних форм жилья здесь не рассматривается, так как они создавались независимо от цыган и не дают представления о национальной специфике. Переосмысление цыганами элементов их традиционного быта в связи с переходом к оседлости сказалось на развитии форм интерьера.
Современное жилище цыган можно подразделить на три вида. Основным критерием предложенной здесь классификации служит принцип использования свободного пространства в доме, его планировка и внутреннее устройство.
Рассмотрим эти виды в их исторической последовательности, т. е. в процессе исчезновения традиционности. Жилище цыган, недавно перешедших к оседлости, унаследовало от шатры деление пространства на три части, что выразилось в отрицании перегородок в доме и неприязни к мебели. Интересные сведения по этому поводу сообщила М. Т. Денисенкова, работник Управления жилищного хозяйства г. Смоленска. Прежде всего, внешне дома цыган-застройщиков не отличаются от построек русского населения, так как те и другие строятся по одним и тем же типовым проектам. Но большинство цыган наотрез отказались делать перегородки и делить дом на комнаты, заявив: "Нам нужен воздух". Некоторые без лишних споров поставили перегородки, предусмотренные проектом, но сразу после приема дома к эксплуатации убрали их и устроили "общую комнату".
Именно такую планировку с единственной комнатой имеет большинство собственных домов в обоих "цыганских районах" Смоленска: в "Кловке" (местное название части территории Промышленного района) - 9 домов и в "Северном поселке" (Заднепровский район) -19 домов. Характерно, что большинство жилищ этого вида сосредоточено в местах компактных поселений цыган, которые перешли к оседлости после принятого в 1956 г. правительственного постановления2 или за несколько лет до него. Примером может послужить г. Сафоново Смоленской области.
Если существующие в доме перегородки невозможно по каким-либо причинам устранить, дом считается неудобным. Можно было неоднократно наблюдать характерную деталь: принимая гостей из цыган в таком доме и показывая им свое жилище, хозяева как бы извинялись за перегородки и выражали надежду, что когда-нибудь построят дом по-своему.
Дом без перегородок в настоящее время - наиболее распространенный вид жилища цыган, осевших в небольших городах, поселках городского типа, в деревнях. Основная масса таких домов - собственной застройки. Наблюдения автора подтвердили представители официальных организаций - работники облоно, школ, руководители разнообразных предприятий - те, кто по роду своей работы непосредственно сталкивался с бытом цыган.
Второй вид жилища допускает перегородки. Однако, войдя в такой дом, сразу скажешь - это цыганское жилье. В чем же дело? Представим себе такую планировку: сразу при входе расположена большая комната, называемая цыганами "зало", перегороженная в глубине. За перегородкой две узкие каморки. В одной помещается только кровать со сложенными на день перинами, в другой - кухня с печкой и утварью.
Придет ли в голову русскому застройщику расположить кухню так, чтобы горница была проходной и через нее тащились бы весь мусор и грязь, неизбежные в хозяйстве? Почему цыгану это кажется удобным? Взглянем на чертеж такого дома. Что произошло после перехода к оседлому жилью? Палатка как бы приобрела прочные стены и крышу, а телега, незаметно для самих цыган, "переехала" через порог и встала в избе как раз на узаконенном традицией месте. Она слишком долго соединяла в себе все конструктивные детали кочевого быта, и именно поэтому отгороженные маленькая кухня и каморка копируют назначение пространства, отведенного в шатре для телеги. Таким образом, появившиеся перегородки просто фиксируют то деление пространства, которое было традиционным в шатре. Дома второго вида, строящиеся обычно застройщиками-цыганами, очень распространены, хотя встречаются значительно реже, чем дома первого вида.
Как промежуточные между первым и вторым видом встречаются варианты жилища с матерчатой перегородкой, похожей на закрылки. Эта ширма приобрела в доме название "полог", хотя представляет собой обычную занавеску из пестрой ткани, которая собирается на веревку и вешается от одной стены до другой. Такой "полог" отгораживает кровать
с перинами, иногда две кровати, и уголок для кухни - с плитой и предметами хозяйства. Что касается свободного пространства, то оно используется для тон же цели: на ночь цыгане раскладывают на полу перины и ложатся спать по-прежнему ногами ко входу.