Особенности традиционной культуры
ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
Традиционные хозяйственные занятия заметно отличают одну этнографическую группу цыган от другой. Цыгане этнографической группы кэлдэрары известны как ремесленники - мастера по изготовлению котлов, лудильщики, кузнецы. Как мы отмечали, даже названия этой этнографической группы цыган котляры, кэлдэрары происходят от названий традиционного ремесла - изготовления котлов. Цыганское ремесло было востребовано во многих странах, где проживали цыгане-ремесленники. Мобильность таборов, ориентация на сельских жителей, которые всегда больше нуждались в этих товарах, позволяли им находить свою нишу в экономической системе.
Сами молдавские цыгане г.Перми также считают традиционным своим ремеслом работу по металлу. Ремесло было исключительно мужским занятием. Разделение труда на мужской и женский до настоящего времени сохраняется в таборе. Навыки работы по металлу передавались из поколения в поколение, от отца к сыну. И сегодня в таборе можно услышать слово «лудильщики», когда молодежь рассказывает о своих предках. В дореволюционной России лудильщики ориентировались в основном на личное хозяйство, где ремонтировали ведра, баки и другую металлическую посуду. В советское время заказчиками чаще всего становились колхозы, совхозы, другие предприятия, преимущественно легкой промышленности. Лужением посуды продолжали заниматься еще в 1980-е годы. О технологии и особенностях работы достаточно полно рассказывают информаторы: «Я приехал на хлебокомбинат дежи (емкости для теста. - А.Ч.) делать. А дежи большие, на 330 литров. Директор меня спрашивает: “Ты такой молодой, лет двадцать, а будешь мне такую работу делать, будешь лудить?! У меня до тебя такие мужики были с бородами, они только бороду завязывали тряпкой и на костре лудили”. Я ему говорю: “Я у этих стариков учился”. Он не поверил мне. Договорились: по 10 копеек за литр, вся дежа - 33 рубля. А директор говорит: “Если ты, такой молодой, сделаешь, я тебе по 20 копеек заплачу, а нет – выгоню!” Дал мне самую плохую дежу, вся в коррозии, все проедено, но дырок нет. И взял я эту дежу, начал ее кислотой мыть. Сначала делаешь кислоту, чистую кислоту, ставишь ее на костер, она греется. Берешь палочку и войлок от валенка, делаешь как помазок. Его не разъедает, он долго служит. Этим помазком обмазываешь, кислота съедает всю ржавчину. Потом берешь цинк, берешь кислоту, ставишь цинк туда, зажигаешь спичкой, горит. Получается нашатырка. Обводишь этим нашатырем и выводишь оловом. Дежа нагревается, и чиркаешь этим оловом. Олово тает, тряпочкой водишь, и все. Она готова. Я лудил дежу 6 минут. Потом взял, порошком омыл это олово, она стала блестеть на солнце. А зимой холодно, я положил ее на ящик и на солнышко, как абажур. Она светится. Все цыгане-котляре были лудильщиками».
Кроме лужения, цыгане занимались и изготовлением котлов, различных емкостей для воды, железных оградок, кипятильников. В советское время, как правило, работали по договорам с колхозами либо сдавали готовую продукцию в райпотребсоюзы. Для работы у цыган не было специальных мастерских. Лужением занимались на улице. Котлы и бачки готовили дома, куда заносили наковальню и все необходимые инструменты: зубила, ножницы по металлу, молотки и др.
Род занятий определял и характер расселения цыган данной группы, таборы которых в настоящее время сосредоточены по преимуществу в городах, областных центрах. Сами цыгане так говорят об этом: «По области (Пермской. - А.Ч.) наших молдавских цыган нет, потому что невыгодно жить в каком-то городишке, районе. Ну, одному колхозу что-то сделаешь, другому, все равно надо куда-то ехать. Получается, что, как раньше, надо кочевать, переезжать из города в город. А так мы живем в центре, в городе, можем ездить по каждому району. Сегодня поехал в Кунгур, завтра - в Суксун».
В последние годы потребность в подобного рода изделиях кустарного производства практически исчезла. Однако традиционная специализация накладывает отпечаток и на современный цыганский бизнес. Молдавские цыгане г.Перми продолжают работать по договорам с колхозами, поставляют им трубы, другую металлическую арматуру, закупленную в Перми, в обмен на продукты сельскохозяйственного производства, которые сдаются в магазины и на рынки. Бизнес в среде молдавских цыган - исключительно мужское занятие.
Традиционным женским занятием до настоящего времени остается гадание. «Это наш труд, это наш хлеб», - отвечают на вопросы о своем занятии цыганки. Пермским цыганкам известны различные приемы гадания, многие из которых достаточно хорошо описаны в литературе.1 Наиболее распространенной формой уличного гадания является обычный наговор по руке или при помощи зеркала. Цыганский наговор при гадании - это набор устойчивых словесных формул, варьируя которые, в зависимости от клиента, цыганка и строит свое гадание. Многое зависит и от таланта самой гадалки, от ее умения импровизировать, ее красноречия, способности увидеть человека, нащупать его слабые стороны. Вот как описывает такой способ гадания одна старая цыганка: «Я его остановлю. Скажу ему: “Я тебе заметила два дела, хочу тебе сказать”. Он остановится, верит мне. Я ему гадаю, чтоб было добро, было счастье, чтоб ему повезло в семейных делах, чтоб не было неприятностей. Я ему говорю, он мне верит. Не каждый дается на гадание. Ты думаешь, деньги возьмешь, и все? Нет, надо словами убедить человека, надо сказать ему добрые слова, чтобы ему понравилось, попало в сердце, чтобы узнать, что неприятное у него есть. Есть беда, есть расстройство, если попадешь на его больное место, он тебе верит. А не попадешь - не верит. Это не просто так, здесь талант нужен. Пожилым цыганкам больше верят, к ним больше идут гадаться».
В гадании с зеркалом клиенту дается зеркало, которое он держит в руке. Цыганка предлагает ему задуматься, и, смотря в зеркало, произносит все тот же известный наговор. Когда принимали клиентов дома, могли пользоваться и другими способами гадания: гадали по картам, выливали в стакан с водой содержимое куриного яйца, прибегали к «цыганскому фокусу» с шумящей водой. Тряпкой накрывали стакан с водой так, чтобы поверхность платка, прикрывающая стакан, смачивалась водой. Затем концы платка стягиваются вниз, стакан переворачивается. Цыганка подставляет стакан к клиенту, и вода «шумит». При этом цыганка заранее предупреждает, что все будет хорошо, если вода закипит.
Среди цыганок есть разные мнения относительно того, какой клиент лучше. Кому-то больше нравится гадать мужчинам. В случае разоблачения цыганки мужчина никогда не закричит, не забьется в истерике, как это часто случается с женщинами. Другим больше нравится гадать женщинам: «У них всегда есть проблемы, да и женщине женщину понять бывает проще». Считается, что хорошо гадать сельским жителям - они более доверчивы, чем городские.
Девочек приучали к женскому ремеслу уже с раннего возраста. С 10-12 лет взрослые женщины уже брали их с собой, где ими и осваивались навыки традиционного гадания.
В научной литературе уже давно высказано отношение к цыганскому «профессиональному» гаданию: «Любой, желающий избавиться от лишних денег, может обратиться к “первоисточнику”».2 Сами цыганки также легко рассуждают по этому поводу: «Не обманешь - не проживешь, но воровать - не воруем. Если хочешь гадаться - будем гадать, но сами в карман не полезем. Жить надо, воровать не пойдешь, он дает - ты берешь». С другой стороны, цыганское гадание всегда выполняло определенные социальные функции. Если бы оно не было востребовано обществом, вряд ли бы оно прижилось и продолжало бытовать на протяжении столетий. Кто-то обращается к цыганкам в силу праздного любопытства (ведь желание заглянуть в будущее есть у каждого человека). Кто-то по причине перенесенного горя, житейских трудностей, находя в цыганском гадании утешение, психологическую помощь. Верят словам цыганок, желающих им добра, счастья, благополучия. К тому же цыганки в нашей стране уже давно обрели романтическую репутацию профессиональных гадалок.
В последние годы гадание претерпевает определенные изменения, обусловленные временем. Молдавские цыгане - единственная в г.Перми этнографическая группа цыган, которая сохраняет это традиционное занятие. Русские цыгане, в прошлом также специализировавшиеся на гадании, сегодня почти не гадают, они освоили другие сферы профессиональных занятий. Но даже и у молдавских цыган сегодня далеко не во всех семьях женщины ходят гадать, редко на улицах можно встретить вместе с женщинами девочек. Сами цыганки отмечают, что девочек уже не учат, как раньше, ремеслу гадания: «Сейчас девочек уже не всех гадать учат, это уже отошло, раньше было, да». Еще одна из причин ослабевающего интереса к цыганскому гаданию - появление множества «конкурентов» в лице экстрасенсов, колдунов, профессиональных гадалок.
Из полевых наблюдений
Из всех цыганских занятий всегда наибольший интерес вызывает гадание. Взгляд на это женское занятие в таборе двоякий, есть мужская точка зрения и женская. Женщины обычно относятся достаточно серьезно - для них это ремесло, заработок. Однако сами они при этом отмечают, что часто «заработок» бывает очень и очень мал: «Сейчас знаешь, какой народ пошел, опытный стал, редко его остановишь». Мужчины относятся к этому ремеслу несколько иначе: «Не принесла ничего, Бог с ним, принесла - хорошо». Некоторые считают, что кто-то ходит гадать и в силу привычки: «Если она привыкла, ее ничем не сдержишь, это как привычка. Курить ведь бросить не можешь, так и тут». Другие отмечают, что женщины таким образом «отдыхают» от домашних забот: «Если она туда пошла, она там отдыхает от кастрюль, общается».
Множество смешных случаев рассказывают женщины о своем гадании: «Бывает, гадаешь, и вместо одного нужного слова сказала что-то несуразное, а цыганки все знают, что надо было говорить, начинается смех. Я сказала не то, что хотела. Бывает, идешь по улице, а цыганки смеются, катаются от смеха, даже падают. Такое часто бывает».
Есть в таборе гадалки, к которым обращается и «высокая» клиентура. Известно в таборе предание, что нынешний губернатор Пермской области Ю.П. Трутнев когда-то обращался к цыганской гадалке и именно она предрекла ему, что «станет он большим начальником».
Однако, кроме профессионального, существует и другая форма гадания - «гадание для себя», гадание в случае затруднений в таборе, необходимости решения определенных вопросов. В цыганской культуре во всем существует разделение на «свое» и «чужое». Так же и в гадании: к гаданию для других цыгане относятся как к профессиональному занятию, к гаданию для себя - очень серьезно и, в отличие от профессионального, верят в него. К таким формам «внутреннего» гадания относятся святочные гадания молодежи, по которым стараются определить свое будущее. Прибегают к гаданиям на картах, к другим способам, о которых, правда, цыганки говорят неохотно. И если гадать для заработка научены все женщины, то гадание «для себя» - удел немногих.
Нам не раз рассказывали истории, когда прибегали к гаданию «для себя». Вот один из интересных рассказов: «Раньше про нашу бабушку много рассказывали, она была большим человеком. Один раз она потеряла своего сына, он уехал на заработки и не приехал в срок. Оказалась, что на него упала крыша и он попал в больницу, а потом он оттуда сбежал и жил у одной слепой бабушки. Никто не знал, где он. Бабушка начала гадать, она всю ночь гадала, а потом сказала, что он живой и лежит. Сказала, что она плохо видела, но лежит он в доме, и какая-то женщина старая и слепая. Прошел день или два, и от него пришла телеграмма. Она съездила, вылечила его и привезла в табор».
КОЧЕВАНИЕ
В прошлом цыгане-кэлдэрары вели кочевой образ жизни. Традиционным транспортным средством, как вспоминают старожилы, была кибитка или бричка. Так, по-разному, переводят на русский язык цыганское слово урдон. Кто-то отмечает, что кибитки были двух видов: открытые, мало чем отличающиеся от русской телеги, и закрытые - с матерчатым полукруглым верхом. При переезде в кибитку укладывался весь домашний скарб, с внешней стороны закреплялись жерди, составлявшие основу цыганской палатки. В кибитку, как правило, запрягали пару лошадей.
Существовали и определенные правила цыганской дороги. При переезде кибитки шли друг за другом. Обычно в дороге кто-то ехал в кибитке, кто-то шел пешком. При этом принято было идти слева и справа от кибиток, наблюдая, что происходит с той и с другой стороны: «Если идут пешие, то обязательно должны идти и с той, и с другой стороны, и слева, и справа. Наблюдали за детьми. Ты свою сторону держишь, ты свою, чтобы ребятишки не упали, чтобы что-то не потерять....» В плохую погоду в дороге, как правило, все сидели в кибитках. При кочевой жизни цыгане не держали кошек, а собаки, как вспоминают старики, были в таборе всегда.
Дальняя дорога всегда была наполнена тревогой, опасностью, поэтому в цыганской культуре сформирован достаточно богатый пласт мифологических представлений, связанных с дорогой. Отправляясь в путь, совершали определенные ритуалы: «Берем святую воду, помоем себе лицо, ручки. Молимся, надо уговаривать эту дорогу, надо молитву читать: “Господи, помоги нам, чтобы было все хорошо”. Святой водой окропляли коней, окуривали их дымом, обходили с иконой коней и кибитки. Иногда ритуальный обход совершали трижды.
Плохой приметой в пути считалось, если дорогу перебежали кошка или собака. Строго запрещалось переходить перед конем женщине.
В дальней дороге помогали иконы, которые обязательно укреплялись в цыганской бричке. Если кони внезапно останавливались и не хотели двигаться дальше, считали, что «не пускает нечистый». Дорогу могли «закрыть» и души умерших неестественной смертью. В этом случае также читали молитвы, обходили коней с иконами, крестом, выполняли другие магические действия, «чтобы они открыли дорогу». Защититься от нечистой силы в дороге помогал небольшой костер, разведенный из тряпок и «перекрещивание» дороги: «И вот на дороге - нечистый навстречу. По голосу узнаем, что неправильно дело идет, неправильная дорога. Навстречу кони идут, а это не кони, это другое дело совсем. Их звон слышно, их тень видно, а сами стоят на месте. Остановимся, здесь бричка с детьми, с конями, а сами идем вперед. Читаем молитву, зажигаем костер с тряпки, из юбки, платка, фартука, делаем огонь. Перекрестим дорогу: девять шагов и девять крестов кладем. Берем палку с сучком, этот сучок ее (нечистую силу. - А.Ч.) одолеет. Зажигаем, он горит. И кресты кладем на дороге специально, по дороге идем, мажем. Он огня и сучка боится, не пристанет. Такие времена были, такие случаи. Случаев было невидано-неслыхано, но сохранил нас Бог», - вспоминает о кочевье Замбила Георгиевна Кулай.
Выбору места для ночевки также придавалось большое значение. Необходимо было выбрать хорошее, чистое место. Старались никогда не останавливаться близ кладбищ и одиноких могил. Нам часто говорили, что для определения места нужна была одна ночь. По приснившимся в эту ночь снам определяли, остановится здесь табор надолго или будет искать лучшее место.
Определенные ритуалы нужно было соблюдать и при покупке коня. Коня обязательно надо было покупать с уздечкой, чтобы он любил хозяина. Поводья при совершении сделки нельзя было брать голой рукой: «Веревку нельзя брать голой рукой. Надо взять тряпочку, хлеба кусочек. Одной рукой веревку возьмешь, а другой - тряпочку, хлеба кусочек, шапку, что попадется». Чтобы водились деньги, при покупке надо было часть их оставить в кармане: «И деньги чтоб остались в кармане - не все отдавать, не доплати два рубля, рубль, чтоб не хватило, чтоб деньги водились». Уже в таборе купленного коня освящали святой водой, завязывали ему на гриве венчик от сглаза из разноцветных ленточек или цветов, произносили заговор.
Цыганские таборы кэлдэраров в разное время отказались от кочевой жизни. Многие из них, как и цыгане рода рувони, уже в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период не кочевали в кибитках и на конях. Однако по-прежнему сохранялась потребность в перемене места. Как вспоминают в пермском таборе, в годы Великой Отечественной войны кочевали в вагонах. На железнодорожной станции табор приглядывал ненужный вагон, поселялся в нем. При необходимости переезда просили машиниста проходящего поезда или начальника станции прицепить вагон к составу. У понравившейся станции вагон отцепляли, и цыганский табор останавливался до следующего переезда. Так во время войны табор исколесил по железным дорогам весь Советский Союз.
В послевоенное время передвигаться предпочитали на машинах: «Мы ездили на машинах, нанимали из гаража машины. Например, надо выехать из Перми в Ижевск, в Глазов, в Сарапул, нанимаем машину, переезжаем».
Упоминавшееся нами постановление 1956 г. создало дополнительные сложности для цыганской кочевой жизни. Многие цыганские таборы постепенно переходили к оседлости. Однако и это происходило не сразу: «После указа мы перестали переезжать каждый год, два-три года жили в одном месте, потом меняли города. А потом стали ездить очень редко. В 70-е гг. - начале 80-х мы уже перестали ездить, в 1979 г. осели здесь, в Перми. Теперь, если мне нужно где-то выполнять работу, я приезжаю не с семьей, как раньше, а езжу один, заключаю договор, приезжаю домой, выполняю эту работу».
В настоящее время практически все таборы цыган-кэлдэраров России отказались от традиционного кочевания и перешли к оседлости. Как отмечают наши информаторы, «не слышно, чтоб где-то в России молдавские цыгане кочевали, если бы они кочевали, мы бы знали».
Из полевых наблюдений
Сегодня о настоящей кочевой жизни на лошадях, в кибитках, в таборе знают немногие. А если и знают, то только по рассказам своих отцов, дедов и прадедов. Сегодня кочевая жизнь - это уже цыганская история. Привычка к смене места жительства еще сохраняется в старшем поколении, которые часто сетуют: «Вот, живем на одном месте, а кочевать-то охота». Бабушка Замбила, например, вспоминая о далекой молодости, оговаривалась: «Эх, мне бы сейчас коня да бричку! Не сидела бы я на месте, кочевала».
Некоторые представления, связанные с дорогой, сохраняются и в настоящее время, хотя цыгане уже давно предпочитают ездить на современном транспорте, чаще всего на машинах. Так, нам рассказывали случай об аварии на автомобильной дороге: «Недавно, годов пять назад, ехали в Свердловск. Перед нами человек едет, а мы сзади едем. И машина так перевернулась с ним, и он не может из машины выйти. А мы остановились, машину поставили, его вытащили. Нехорошее место. Я взяла бутылку воды, стала лечить парня на этом месте, где он перевернулся. Я читала ему молитву, омыла его, помолилась. Ну, теперь иди с Богом».
ТРАДИЦИОННОЕ ЖИЛИЩЕ
Традиционным жилищем молдавских цыган была палатка-шатер цэра. Русское «поставить палатку» на цыганском языке звучит несколько иначе: анзар цэра - расстелить палатку.
Об устройстве палатки, ее конструктивных особенностях нам рассказал Гранчо Додович Буцо (1941 г.р.). В 1950-60-е годы основу палатки составлял каркас, выполненный из девяти жердей. Шесть жердей укреплялись вертикально, а три служили горизонтальными верхними перекладинами. Вертикальные жерди ставились по три с двух торцовых сторон будущей палатки. При этом центральная жердь была выше боковых. Вертикальные и горизонтальные жерди крепились друг к другу веревками. Чтобы концы жердей не рвали тент, в углы прокладывали старую одежду, другие бытовые ткани. Поверх каркаса накидывался тент, который при помощи колышков растягивался и закреплялся на земле. Вход в палатку устраивался с одной из торцовых сторон, между центральной и боковой вертикальными жердями. Жерди, составлявшие каркас-основу палатки, имели свои названия. Верхние жерди-перекладины назывались беранд, жерди-стояки - коверка, коверчи.
Вспоминают в таборе и о более старой и простой конструкции палатки, которой пользовались в довоенное время. Основу палатки составляли две наклонные жерди с торцовой стороны, перекрещенные в верхней части, и одна горизонтальная жердь-перекладина .
Установление шатра-палатки было мужским делом. Считалось, что женщина не должна ставить палатку. Одинокой женщине палатку ставили мужчины табора.
Интерьер палатки 1950-60-х годов выглядел так. У входа в палатку-шатер, возле высокого шеста, ставили железную печку (буржуйку), трубу которой выводили в отверстие у шеста. На противоположной от входа стене размещали иконы. На стене развешивали ковер, иногда ковры были и по боковым сторонам палатки. Ставили небольшой стол. Для трапезы обычно рассаживались на полу, скрестив ноги по-турецки. Пища готовилась либо на костре вне палатки, либо на железной печке внутри нее. Если в семье был ребенок, к центральному горизонтальному шесту подвешивали детскую зыбку. Спать ложились на полу. Отдельное место в палатке отводили молодоженам. Их укладывали спать у входа в палатку и отделяли палатки занавеской. Считалось, что свекор со свекровью не должны были видеть постель молодых, поэтому молодожены ложились последними, а вставали первыми.
При переезде перины, подушки, постель, другие предметы быта складывались в большие мешки (пучоко). Жерди основы палатки крепили к кибитке, укладывали на машины.
В 1950-60-е годы традиционные палатки использовались только в качестве летнего жилища. Климатические условия России в зимний период заставляли молдавских цыган, так же как и русских цыган, нанимать квартиры, устраиваться на постой в колхозные бараки.
В 1979 г. цыганские палатки можно было увидеть в микрорайоне «Чапаевский», пока строились деревянные дома. И сегодня палатку-шатер некоторые семьи используют иногда в качестве летнего жилища.
Современным вариантом жилища являются дома, построенные из бруса или кирпича. В застройке цыганского табора прослеживается этническая специфика. Сохраняется беспорядочная застройка, когда дома ставятся в произвольном порядке как друг к другу, так и относительно улицы. Такая планировка повторяет традиционное расположение цыганских палаток. Дома не имеют двора, нет здесь и других хозяйственных построек. Обычный дом представляет собой сруб из бруса с двускатной крышей. В домах обычно нет крыльца и сеней, с улицы сразу попадаешь в жилое помещение. В некоторых местах застройка повторяет уличную планировку микрорайона.
Специфика уклада традиционной кочевой жизни сохраняется в настоящее время и в интерьере жилища. На стенах, как и прежде, много ковров, которые часто используются вместо дверей, разделяющих помещения: отодвигаешь полу ковра и попадаешь в другую комнату. В домах не так много мебели, в некоторых семьях предпочитают «по старинке» спать на полу. Противоположный от входа угол в центральной комнате служит для размещения икон. Полка с иконами в доме обычно закрывается небольшими занавесками, потому что, по обычаю, женщине запрещено проходить перед открытыми иконами. Интерьер многих цыганских домов уже утрачивает этническую специфику, и его не отличить от обычной городской квартиры.
Обряды, которыми сопровождаются строительство дома и новоселье, у цыган, ведущих кочевой образ жизни, неизвестны. Однако сегодня при постройке дома под первый венец сруба закладывают монетку, «чтобы в доме хорошо жить, чтобы деньги водились». При переходе в новый дом устраивается обычное застолье.
Сопутствует новоселью ритуал отделения женатого сына от отцовской семьи. В прошлом отделившийся сын ставил свою палатку. В настоящее время ритуал совпадает с заселением в новый дом. При отделении новой семьи приносится жертва, обычно баран, в некоторых случаях - петух. Иногда особо оговаривают, что баран должен быть с рогами и белой шерстью. Перед тем, как зарезать барана, его запускают в новое жилище, обводят три раза по палатке, потом закалывают. Кровью животного ставят крестики над дверью, на стенках: «старые что-то там заговаривают, желают счастья и здоровья молодым». Обычно при этом произносят такую фразу: «Как легко зашел, так чтоб легко и вышел». Сами цыгане говорят: «У нас не говорят, чтобы жил все время в доме, это нехорошо». После совершения ритуала начинается застолье, на котором основные блюда приготовлены из баранины, голова барана также ставится на стол. Молодым, которые отделяются, не разрешается пробовать этих блюд. Гости могут положить в рот барана золотую монетку, сережки. Родители сына за столом должны объявить, какой подарок они делают молодым.
Из полевых наблюдений
Одним из умений цыганской женщины, которое всегда высоко ценилось, было умение танцевать. В том, что цыганки прекрасно танцуют, убедились мы на цыганских праздниках. Редкая цыганка не умеет танцевать. По этому поводу рассказывали нам такое семейное предание: «У нас, если идешь танцевать, и не умеешь, надо было платить штраф. У меня бабушка платила штраф за то, что не умела танцевать. Вот на празднике все сидят, вызывают: “Сейчас пойдет танцевать твоя жена”. Она идет, танцует. У меня бабушка не умела танцевать. Дедушка заплатил штраф, пять золотых рублей, чтобы купить самогон и угостить гостей за бабушку. Это же стыд был раньше, что цыганка не умеет танцевать по-цыгански. Это у нас легенда такая про бабушку».
НАРОДНЫЙ КОСТЮМ
Традиционный костюм этнографической группы цыган-кэлдэраров исследователи относят к наиболее развитым и интересным вариантам цыганской одежды.3
Мужской традиционный костюм в прошлом составляли вышитые и орнаментированные аппликациями куртки и жилетки, штаны, высокие сапоги с узорчатой выделкой. На его формирование оказала влияние венгерская национальная одежда.4 Мужской цыганский костюм к настоящему времени давно уже утратил этнический колорит и ничем не отличается от современного городского костюма. Но многие еще вспоминают о мужских цыганских поясах, кожаных или тканых, вышитых бисером, иногда украшенных металлическими или золотыми бляшками, сапогах с высокими голенищами, широких рубахах навыпуск.
Женская одежда, наоборот, вплоть до настоящего времени сохраняет национальную самобытность. Основу женского костюма составляет традиционная юбка готья. Она относится к несшитым формам одежды и выполняется из прямоугольного полотна ткани, собранного в складку по поясу. Спереди юбка не сшивается. К женской юбке в цыганской культуре существует особое отношение, она считается «нечистой». Обычай не разрешал надевать юбку через голову. По представлениям цыган нижняя часть женского тела считается нечистой, поэтому к цыганской юбке относятся, как к нечистому предмету.5 Этими представлениями объясняются и многие бытовые запреты и предписания. Чтобы не осквернить воду, в прошлом цыганка носила ведро с водой на голове. Если женщина переступала через стоящую на полу посуду, посуда считалась нечистой и выбрасывалась. Жестоким оскорблением для мужчины считалось, если женщина ударила его юбкой.
Поверх юбки надевался фартук кытрынцы, который закрывал разрез несшитой юбки и нейтрализовал ее «нечистость». Покрой фартука также был достаточно простым - прямоугольное полотнище, уложенное в складку по поясу. В современном костюме фартук и юбка часто выполняются из одного материала.
Комплект с юбкой составляет кофта, которая в настоящее время шьется по произвольному фасону.