Вместо предисловия
Прикамье - край многонациональный. По переписи 1989 года в Пермской области проживали представители около 100 национальностей. Разные исторические судьбы в разное время привели в Прикамье русских, удмуртов, чувашей, татар, марийцев, манси, башкир, армян, азербайджанцев, таджиков и др. История и культура каждого народа Прикамья заслуживает внимания.
Одним из самых «загадочных» народов, населяющих Прикамье, можно назвать цыган. Мало кто по-настоящему знаком с цыганской историей и традиционной культурой, особенностями, которые отличают одну этнографическую группу цыган от другой. Объективному восприятию цыган зачастую мешают сложившиеся стереотипы: от романтического образа свободных «людей, идущих за солнцем», до нечистых на руку, плутоватых конокрадов; от восхищения - до опасения и неприязни. Мифы о цыганах стали сегодня частью культуры нашего общества, но как часто далеки они от действительности. Надеемся, что настоящее издание позволит ответить на некоторые вопросы об особенностях цыганской истории и культуры.
Цыгане расселены по всему миру. Цыганский язык относится к особой индоарийской группе индоевропейской языковой семьи и наиболее близок древнему санскриту и современному хинди. По оценкам исследователей, в мире проживает от 6 до 10 миллионов цыган. В России по переписи 1989 года их насчитывалось 152,9 тысяч,1 в том числе в Пермской области - около 1,5 тысяч.2 Среди многочисленных этнографических групп цыган в Прикамье проживают представители трех групп: русские и крымские цыгане, а также кэлдэрары (котляры), как принято их называть в научной литературе, или молдавские цыгане, как они сами себя называют. Группы имеют свой диалект языка, вероисповедание, особые культурные традиции.
В настоящих очерках речь пойдет о традициях и истории одной этнографической группы пермских цыган, которые компактно проживают в Орджоникидзевском районе г.Перми - в микрорайонах «Чапаевский» и «Январский». В разделах, посвященных цыганской истории, содержатся сведения и о других этнографических группах, живущих в Прикамье.
Этнографическое исследование диаспоры молдавских цыган г.Перми проводилось в рамках проекта органа территориального общественного самоуправления «Чапаевский» (рук. Н.Н. Наумова) при организационной и финансовой поддержке администрации г. Перми. Сбор этнографического материала производился исследовательской группой в составе А.В. Черных, С.Н. Боталова, А.А. Плюхина, М.Е. Сухановой, Е.В. Абанькиной, при поддержке Н.Н. Наумовой, Е.И. Буцо. Фотографическая съемка выполнялась А. Черных и А. Захаровым, видеосъемка – Е. Новиковым. Материал, собранный во время исследования в октябре 2002 - январе 2003 года, послужил основой настоящих этнографических очерков.
Начиная исследование, мы имели общее представление об образе жизни, особенностях цыганской этнографии, известных нам только по литературным источникам. Однако уже первые встречи развеяли многие наши сомнения. Каждая беседа была своеобразным открытием народа и его культуры. Тем более, что многие элементы традиционной культуры продолжают оставаться объективным явлением современной жизни цыган.