Бартоломео Бренберг (1600-1657) «Нахождение Моисея». Х., м.
Египтянки на дорогах Европы

В Венгрии цыган называли «фараоново племя». В Англии - «джипси» (искажённое - «египтяне»). Вызвано это тем, что первые таборы, перекочевавшие в Европу, представлялись выходцами из Египта. Почти каждый автор, описывающий цыганскую историю, упоминает о многовековом заблуждении европейцев и воздаёт хвалу учёным, раскрывшим истинное происхождение кочевого народа. Я уверен, читателям эти факты хорошо знакомы, и упоминаю о них лишь для того, чтобы показать – не каждая ошибка идёт во вред. Благодаря легенде о египетских корнях цыган, исследователи имеют дополнительный изобразительный материал.
Старинная европейская живопись при всей своей технической изощрённости была наивна. Художники, изображавшие библейские сюжеты, без тени сомнений наряжали героев картин в костюмы своих современников. В результате Понтий Пилат нередко оказывался в облачении немецкого судьи, а римские легионеры, бичующие Христа, ничем не отличались от городских стражников. Сейчас историки изучают по этим полотнам быт Западной Европы эпохи Возрождения.
При чём здесь цыгане?
Вспомним, что Египет множество раз упоминается в Ветхом и Новом Завете. Конечно же, художники не знали, как одевались египтяне в библейские времена, и шли по самому лёгкому пути. В конце концов, каждый из них видел «египтянок» на улице – эти смуглые женщины навязчиво предлагали им погадать. В результате цыганки послужили моделями для множества персонажей. Их брали, в частности, за основу такие мастера, как Лука Лейденский и Питер Брейгель. Облачены эти женщины в широкие одежды «византийского» фасона (в которых они ходили после перекочёвки в Западную Европу по меньшей мере два столетия).
Это и ценно! Мы видим на старинных картинах тюрбаны и широкие плащи, которые были потом прочно забыты. Посмотрим, например, на полотно Барталомео Бренберга «Нахождение Моисея». Действие происходит на берегу Нила (через который художник простодушно перекинул каменный мост итальянского типа). Согласно библейскому тексту мать-еврейка пустила плавучую колыбель по течению в надежде, что над ребёнком сжалятся добрые люди. К счастью, дочь фараона как раз совершала прогулку у воды. Служанка принесла ей подкидыша, и Моисей был воспитан во дворце.
Вглядимся в картину. Как и следовало ожидать, дочь фараона больше похожа на принцессу со свитой. На ней пышный наряд знатной дамы. Египетская служанка, напротив «срисована» с бедной кочевницы. На ней широкая длинная рубаха и плащ, задрапированный через плечо. На голове – широкий диск с завязками, полюбившийся цыганкам той эпохи как хорошая защита от дождя. Такие головные уборы были заимствованы ими уже в Европе, и знакомы нам по работам ряда авторов, изображавших сцены гадания. «Нахождение Моисея» - это ещё один штрих в собирательном образе цыганки Запада XVII века.
Made on
Tilda