Первый номер нового цыганского журнала.
В апреле 2007 года состоялось важное событие - увидел свет первый номер журнала "Цыгане России". Это очередная культурная инициатива ФНКА (крупнейшей в нашей стране цыганской организации). Издание выполнено на прекрасном полиграфическом уровне. Журнал подобного объёма и качества появился в России впервые. А поскольку все предыдущие периодические издания не просуществовали долго, хотелось бы пожелать органу федеральной цыганской автономии счастливой судьбы.
Именно сейчас, когда средства массовой информации нагнетают вокруг цыган атмосферу напряжённости, ощущается острая нужда в правдивых и разнообразных статьях. Не секрет, что пресса и телевидение сводят упоминания о цыганском народе к криминальной хронике. Новый журнал стремится по мере сил противостоять этой негативной тенденции. Так читатели получили сведения о благотворительной деятельности национальных активистов. Это помощь детским садам и интернатам, пожертвования на храмы, оплата медицинских операций, забота о ветеранах, бесплатные концерты и так далее. Конечно же, заметки обо всех этих инициативах послужат укреплению толерантности в нашем обществе.
Наверняка неожиданными для русских читателей будут материалы об успехах цыган в профессиональном спорте. Поэтому особый интерес представляют материалы о футболистах, борцах, каратистах и боксёрах. Приятно узнать, что молодёжь тянется к теннису и фигурному катанию.
Все мы испытываем глубокую благодарность военному поколению, которое принесло бесчисленные жертвы ради спасения мира от фашизма. Среди ветеранов есть и цыгане. Журнал поместил статью о Джемиле Джелакаеве, который ушёл на фронт добровольцем и принимал участие в обороне Москвы. Очень хотелось бы, чтобы материалы о воевавших цыганах стали отдельной рубрикой и публиковались из номера в номер. Все, кто сейчас живёт в России, в долгу перед ветеранами. Увековечить их подвиг - важнейшая и благородная задача.
Создатели журнала стремились отразить богатство цыганской культуры. Ну а поскольку именно в музыкальной среде у этого народа особенно много талантов, читатель найдёт на страницах "Цыган России" статьи о вокале и национальной эстраде. Просто великолепны воспоминания Петра Деметра о Розе Джелакаевой. Они написаны прекрасным языком. Известный певец мастерски выстроил сюжет, рассказывая, как девчонка, плясавшая на рынке, превратилась в звезду общероссийского масштаба.
Но пожалуй, самый неожиданный и уникальный материал - это развороты с фотографиями цыганских семиструнных гитар. Такого вы больше нигде не увидите! Здесь инструменты, созданные знаменитыми мастерами XIX века (Батов, Краснощёков, Пасербский). В комментариях перечислены имена цыганских виртуозов, которые играли на этих прекрасных гитарах. Коллекция собрана одним из руководителей ФНКА Иваном Бариевым. В неё входит более 60-ти экспонатов, имеющих большую историческую и культурную ценность.
Несомненное достоинство журнала - профессиональная и красивая вёрстка. И коллекция гитар - и зрительный ряд вообще - поданы зрителю с максимально выгодной стороны. Кстати, редакции удалось опубликовать множество уникальных фотографий. Это и цыганские ансамбли разных времён, и портреты видных деятелей национальной культуры.
"Социальный" раздел журнала основан на текстах региональных активистов ФНКА. Очень важно, что редакция не сочла нужным скрывать серьёзные проблемы, стоящие перед современными цыганами. Целый ряд статей описывает безработицу, бедность, проблемы с образованием и как следствие - криминализацию некоторых семей. Со всем этим было бы очень трудно бороться, если бы редакция взяла линию на "лакировку" действительности и замалчивание тёмных сторон жизни. К счастью, в социальной области возобладал другой подход. Такие авторы, как А.Торохов, Е.Константинова, В.Карабаненко и др. не только ставят диагноз, но и пытаются нащупать способы преодоления проблем.
Увы, "культурный сектор" журнала не дотягивает в этом отношении до "социального". При описании ситуации в нынешнем национальном искусстве возобладала комплиментарность. Создаётся впечатление, что цыгане - подобно легендарному царю Мидасу - способны превращать в золото всё, к чему прикасаются. Но ведь в реальности это далеко не так. Лично мне трудно понять, почему журнал хвалит даже фильм "Чёрный жемчуг", в котором цыганский народ показан умственно неполноценным. У нас, русских, тоже провалов в области искусства хватает. Но мы не восхищаемся фильмами с клеветой на собственный национальный характер, а пишем о них разгромные рецензии.
Вероятно читатели уже поняли, что мы плавно перешли в нашем обсуждении к так называемым "отдельным недостаткам". Действительно - как и во всяком большом деле - не всё в журнале равноценно. Например, широко известные фотографии, на которых фашисты расстреливают евреев, опубликованы с подписью "холокост цыган". Вряд ли это можно назвать удачным редакционным решением. Вызывает некоторое недоумение и заголовок журнала. Сайт, на котором вы сейчас находитесь, носит название "Цыгане России" с мая 2004 года. И если учесть, что это самый посещаемый тематический сайт - решение взять для журнала то же имя, неизбежно приведёт к путанице.
Есть и ещё одна сходная проблема. Надежда Деметер опубликовала в первом номере статью, которая по большей части представляет собой "нарезку" из книги "История цыган - новый взгляд". Материал опубликован под единственной фамилией. Между тем, я был соавтором "Истории цыган" и на данные тексты у меня имеется копирайт. Хотелось бы пожелать редакции большего уважения к авторскому праву, поскольку систематическая публикация текстов Бессонова под фамилией Деметер давно уже вызывает у коллег ироническую улыбку.
Но не будем зацикливаться на теме плагиата. В конце концов, на общую положительную оценку журнала его отдельные уязвимые места влияют мало. Тот же раздел о геноциде цыган написан объективно. Автор двух статей Пётр Маргиев положил в основу исторической части своего материала фундаментальный труд Д.Кенрика и Г.Паксона. А статья, посвящённая компенсациям за геноцид, предельно доходчиво объясняет механизмы выплат и накопившиеся в последние годы проблемы.
В разделе культуры хотелось бы выделить превосходные статьи о творчестве Анатолия Титова, Моисея Оглу, Николая Эрденко и Дмитрия Бузылёва. Очень удачен разворот "Альбомы цыганской музыки", ориентирующий любителей вокала в мире современных CD-дисков.
А вот о новом альбоме "Семья" следовало бы написать подробнее. Этот сборник из пяти дисков достоин отдельной большой статьи, которая - надеемся - появится в следующем номере. Альбом интересен не только своим музыкальным содержанием, но и блестящим дизайном.
Николай Бессонов