Акварель создателя "Кармен"
Мы привыкли воспринимать Проспера Мериме исключительно как писателя. Его знаменитая новелла, посвящённая испанской хитане, завоевала мировую известность. О гордой Кармен ставят спектакли и снимают фильмы. Этим образом вдохновился композитор Бизе, создавая свою знаменитую оперу. Но задумывались ли вы, что Мериме рисовал?
По большому счёту здесь нет ничего неожиданного. В XIX веке многие литераторы получили разностороннее образование, позволявшее выражать свои мысли не только в словесной, но и в зрительной форме. Широко известны рисунки Пушкина. А Лермонтов вообще был талантливым художником, работавшим даже в технике масляной живописи. Одним словом, то, что французский писатель делал акварельные этюды, характерно для его эпохи.
Крайне интересная акварель была создана Мериме после посещения цыганской лачуги в горах Вогезы на западе Франции. Благодаря ей мы точно знаем, какими мог представлять своих литературных персонажей сам автор. Возможно, босоногая цыганка с густой гривой чёрных волос – это прообраз Кармен. Она стоит, подбоченясь. Глубокий вырез её рубахи подчёркивает вольный дух. Из украшений – лишь бусы. На ней слишком короткая для того времени юбка. Сейчас это покажется странным – но в середине XIX века юбка до пят вовсе не была обязательным атрибутом цыганской одежды. Крайняя бедность вынуждала носить выпрошенные лохмотья. Нередко цыганки укорачивали подол по колено, срезая свисающие лоскуты. Именно так изображали их с натуры художники разных стран.
Наблюдательный зритель увидит и другие детали, отражающие крайнюю бедность. Тесноту лачуги. Убогую лежанку. И здесь же висящая на стене труба – намёк на музыкальный талант загадочного народа… Этнографам наверняка будет интересна одежда стоящего слева ребёнка. Ведь это завязанная через плечо накидка, подобна тем плащам, в которых цыгане ушли из гибнущей Византии! Кисть Мериме запечатлела, что этот фасон сохранился и четыре столетия спустя в самом центре Европы.