Алеко. Фильм-опера. 1953 г. Ленфильм
«Алеко», 1953
Режиссер: Сергей Сиделев.

В роли Земфиры: Инна Зубковская.

Здесь мы увидим очень забавный танец цыганок, которыми верховодит Земфира. Естественно, ни движения артисток, ни их одежда не имеют ничего общего с бессарабским табором. На экране концертные костюмы, которые очень напоминают эстетику театра «Ромэн». Бросаются в глаза массивные чёрные ботинки, которые должны были подчеркнуть достижения советской обувной промышленности.
В этом разделе много говорилось о том, какой путь оказался тупиковым. А на чём надо было основываться?
В наших планах сделать на сайте галерею старинных зарисовок и фотографий. Собираемся мы и делать фото-реконструкцию. Но пока этого нет, ограничусь цитатами.

Все молдавские цыганки одевались так: «Шерстяная, полосатая юбка, такой же пояс в ладонь ширины, на голове платок, повязанный по-цыгански, то есть свисший одним углом по спине: на плечах рубашка, ноги босые...».

Вот ещё один этнографический источник. О цыганах Бессарабии автор пишет:
На одежду они также не обращают особенного внимания, дети, например, лет до десяти до двенадцати ходят в каких то лохмотьях, а то так и вовсе голые. Костюм взрослых тоже не слишком замысловат. Он состоит из различных лохмотьев набранных кое где. …Костюм женщин обыкновенно состоит из простой гладкой молдаванской рубашки с высоким воротом, с разрезом на груди, из полосатого шерстяного передника, плотно обхватывающего нижнюю часть тела; у пояса он поддерживается широким ярким шерстяным кушаком, обыкновенно красным или зеленым. Молодые замужние женщины на голове носят пёстрый платок, повязанный чалмой, один конец которого спускается по спине вместе с незаплетённой косой, в виде хвоста; спереди же волосы спускаются на лоб, закрывая виски и уши, а за ушами прячутся под платок. Девушки носят просто две косы…».

Конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Увидим ещё.
А пока полюбуйтесь на кадры из экранизации 1953 года. Перед нами прилизанные фрау, облачившиеся в псевдо-таборные наряды. Ничего цыганского в них нет. А ведь сталинские кинематографисты умели снимать исторические фильмы в «эстетике лохмотьев». Ленты о Пугачёве, Петре I, Богдане Хмельницком, и так далее показывают народ в его обыденном (то есть, оборванном) состоянии. Неужели трудно было понять, что цыганки только потому могли что-то выпросить, что одевались гораздо беднее крестьян?

И при этом облик бессарабского табора обладал несомненной оригинальной красотой. Если бы художники по костюмам попробовали творить на подлинной фольклорной основе, они не зарубили бы Земфиру на корню
Made on
Tilda